Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении турнира по национальной бурятской игре
«Шагай наадан» в рамках ОБЛАСТНОГО КУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА «СУР-ХАРБАН - 2024»
Организатор: ОГБУК «Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа».
Дата проведения: 5 июля 2024г.
Место проведения: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, площадь В.И. Ленина.
Цель: популяризация, сохранение и развитие бурятской народной игры «Шагай наадан» (игра в бараньи лодыжки), создание новых коммуникаций между хранителями народных традиций и обычаев.
Участники: турнир проводится для всех желающих любителей по следующим возрастам:
- с 12 лет до 18-дети;
-с 18 лет до 35; с 35 и старше-взрослая группа.
Организационный взнос: дети 100 руб./чел., взрослые 500 руб. / чел. Каждый участник вносит организационный взнос наличными денежными средствами ответственному лицу из организационного комитета. Из взносов участников формируется призовой фонд.
Порядок проведения: разыгрываются три вида «Шагай наадан»
- «Няhалалга»;
- «Шуурэлгэ»;
- «Табаасай».
Турнир проводится в 2 этапа:
I – тур;
II – абсолютное первенство;
На I туре предлагается каждому из игроков сделать определенное количество попыток с целью набрать наибольшее количество косточек:
- в игре «Няhалалга» - 3 подхода.
- в игре «Шагай шүүрэлгэ» - 5 подходов.
- в игре «Табаасай» - 3 подхода.
Перед началом соревнований будут объясняться правила игры с демонстрацией техники и стратегии игры.
В каждой игре определяются чемпионы подвидов, которые набрали наибольшее количество баллов.
На абсолютное первенство допускаются игроки, занявшие первые места в своем подвиде игры. В рамках абсолютного первенства у каждого участника есть по одному подходу в каждом подвиде.
Награждение: По каждому виду игры участники, занявшие I, II, III места в каждой группе, награждаются дипломами. Абсолютный чемпион получает денежный приз.
Подача заявок: Регистрация участников и оплата вступительных взносов с 12:00 до 14:00 часов 5 июля 2024г.
Приветствуется наличие традиционного наряда либо элемента традиционного наряда.
Контакты организаторов:
Дорофеева Анна Петровна – 89501303194;
Шарагулова Елена Карповна – 89501342703.
e-mail: muzei.uo@mail.ru
Главный судья игры – Бужинаева Елизавета Михайловна – 89500971157.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Няhалалга (щелканье). Сначала игроки бросают на кон по одинаковому количеству (40 шт.) костей так, чтобы они ложились не кучей, а вразброс. Играющие щелкают по косточке, направляя кости на одинаковые, например, бухэ на бухэ, хонхо на хонхо и т.д. Косточка должна идти, не задевая другие косточки, кроме цели. Косточка-цель, откатываясь от удара, так же не должна задевать соседние косточки. При правильном попадании играющий берет одну косточку себе на выбор ту, которую сбил, или ту, которой сбил. Игрок не должен забирать выигранную кость той рукой, которой щелкал, не должен менять сторону стола. Допускается падение со стола 3 костей. Если играющий промахнется, он передает ход другому игроку. Выиграет тот, у кого наибольшее количество косточек.
Шагай шүүрэлгэ. Каждый игрок подбрасывает четку – «шүүрэгшэн» - вверх: пока четка летит, игрок должен успеть отделить от общей кучи (40 шт.) горстку косточек и успеть поймать чётку одной рукой, не задевая четками стола, не прижимая к груди. Подбросив чётку вторично, игрок захватывает в горсть любое количество (но не меньше 2 штук) по желанию косточек, не задевая при этом другие кости, и должен успеть подхватить летящую чётку этой же рукой. Считается ошибкой, если четки при падении задели грудь или стол, или были взяты на грудь или живот, из взятой горсти костей какая-либо выпадет, при захвате задеты соседние косточки. Если захват осуществлен по всем правилам, то эти косточки считаются выигранными. В результате выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество.
Табаасай(игра в пятёрочку). В игре 5 чёток. При подкидывании 1 чётки необходимо забрать со стола поочередно:
- по 1 чётке;
- по 2 чётки:
- в 2 захода: 3 чётки и 1 чётку;
- собрав в ладони 4 чётки, подкинуть 1 чётку и в это время задеть указательным пальцем поверхность стола (долёобор);
- собрать со стола все 4 чётки разом.
Далее нужно собрать в ладони все чётки, подкинуть их так, чтобы они упали на тыльную сторону ладони, еще раз их подкинуть и постараться поймать их все. Каждая пойманная чётка приносит 10 баллов.
Ошибкой или переходом хода считается, если игрок не забирает чётки в последовательности или задевает другие чётки, при ловле чёток прижимает руки с косточками к груди.
Побеждает игрок, набравший наибольшее количество баллов.