Среда, 05.10.2022, 11:20
Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа Областное государственное бюджетное учреждение культуры
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика
Форма входа
Яндекс.Погода




Версия сайта для слабовидящих

Ондар Ч.Х.,

МБОУ «Боханская СОШ № 1»,

9 класс,

89500974414, ondarsayana144@gmail.com  

 

Традиционный  тувинский праздник Шагаа

«Существование народа крепко с языком»

Ж. Батай

Каждый народ должен помнить свои корни, свое историческое прошлое. Если человек будет хранить культурное наследие своего народа, передавать его своим потомкам, то этот народ будет существовать долгие века. Моими корнями является тувинский народ, чью культуру, традиции и язык очень бережно сохраняет моя семья. Наша семья говорит на родном языке, отмечает народные праздники.

Актуальность исследования заключается в освещении малоизвестного народного праздника Шагаа, как сохранение культурного наследия тувинцев.

Гипотеза исследовательской работы: праздник Шагаа отражает культурное наследие тувинцев и связан с языческим представлением народа о мире.

Предметом изучения исследовательской работы являются традиции празднования Шагаа, а объектом – традиции и культура тувинцев.

Цель проекта: описание происхождения и традиционного празднования тувинского праздника  Шагаа.

Задачи: изучить легенды и предания тувинцев о происхождении праздника Шагаа, проанализировать и систематизировать последовательность обрядов  праздника Шагаа, охарактеризовать  традиции и обряды Шагаа, провести опрос на выявление  известных народных праздников, выявить  связь праздника с культурным наследием  тувинцев и их    языческим представлением  о мире.

Для достижения поставленных задач использовались  методы  подбора, изучения и анализа литературы, опроса среди родственников  о традициях праздника Шагаа.

Происхождение тувинского праздника Шагаа

Мы живём в многонациональном государстве. Бок о бок сосуществуют религии, культура  и традиции разных народов, которые славятся своей уникальностью и национальным  своеобразием. В традициях и обрядах отражается мировоззрение  и представление наших предков о мире, их многовековые наблюдения за окружающим миром. Каждая культура интересна, она может обогащать мировоззрение и жизненный опыт любого непосвящённого человека. Культура тувинцев ярко выражена в национальном празднике Шагаа.

Шагаа - тувинский Новый год по лунному календарю. Сакральный смысл праздника Шагаа заключён в самом его названии. Оно произносится «шагның чаазы» и  означает начало нового этапа, обновление и очищения. Шагаа имеет монгольское происхождение. Некоторые ученые связывают название тувинского праздника с монгольским «Цагаан-сар» – Белый месяц. Шагаа проводится в период обилья молока и называется белым по цвету любимого продукта. Шагаа встречают каждый год в разное время. Точной даты его проведение нет. Её определяют служители буддийской религии-ламы.

Обряды во время празднования  Шагаа

Перед тем, как осветить интересные моменты празднования Шагаа, было проведено анкетирование среди  сверстников на выявление знаний народных праздников. (Приложение, 1) Большинство опрошенных знают традиционные праздники разных народов, например, Новый год  (95%), Сагаалган  (57%), Рождество (54%), Пасха (52%),8 марта  (42%), Масленица  (38%), Вербное Воскресенье (14%), Сур Харбан – (14%).  (Приложение, рис.2) Но лишь некоторые смогли объяснить значение,  происхождение и обряды праздников. Некоторые имеют лишь поверхностные представления. Никто из респондентов не знаком с праздником  Шагаа, но  все хотели бы  расширить своё мировоззрение такой информацией. Поэтому предстояло собрать из различных источников информацию о Шагаа и представить её на классном часу.  Одноклассникам было интересно узнать о тувинском Новом годе. Многие отметили некоторое сходство с бурятским праздником  Сагаалган. (Приложение, рис. 3) В частности, выявили сходство в блюдах и играх.

Итак, Шагаа празднуют 3 дня, а вот приготовления к нему начинаются за 7 дней. В канун праздника каждая семья должна основательно подготовиться к Шагаа, внешнему очищению своего аала (квартиры, дома, двора). Чистое жилище должно было принести благополучие семье. Для  очищения дома тувинцы приглашают шаманов или лам. Во время празднования выполняются следующие обряды и традиции:

Обряд «Саң салыры».(Приложение, рис.4) Тувинский Новый год  начинается с обряда«саң салыр» - это подношение духам местности и духу огню самых лучших и вкусных частей блюд в знак благодарности за хороший  исход года. Сперва сооружался ритуальный костер. Его устанавливали на возвышенности, на чистом месте. На возведённый костер клали ветку можжевельника,  а затем белую пищу. Одновременно произносились  благопожелания,  слова благодарности и прошение благополучия в следующем  году.

Традиция «Чолукшулга ёзулалы».(Приложение, рис.5) У тувинцев  не было принято здороваться через рукопожатия. Но на Шагаа была традиция здороваться, подавая друг другу об руки. Сперва  младшие подавали руки ладонями вверх старшим, а старшие клали свои ладони на протянутые руки младшему. При совершении чолукшууру  одни говорили: «Амыр менди!». Эта фраза означала  «Мира Вам!». Другие  отвечали: «Сол менди!», что означало  «Мира и Вам тоже!». В этом обряде  младшие показывали свое уважение в старшим, преподносили подарки, а старшие обещали поделиться своим жизненным опытом. Этот обычай не касался только супругов, которым запрещалось так  приветствовать друг друга.

Обряд «Чалбарыг». (Приложение, ри.6)  Это обряд обращения лам или шаманов  к природе, у которой просили в наступающем  году хороший урожай, семейного благополучия,  достаток и  здоровье. Тувинцы верят, что у каждой стихии есть свой дух, поэтому  шаманы брызгали свежезаваренный чай с молоком в сторону тайги, гор и солнца с помощью специальной ложки,  которая носила название «девятиглазки». Культовая ложка имеет особое устройство черпающей части: она плоская, с девятью симметрично расположенными круглыми углублениями на поверхности. Строение ложки связано с представлением о девяти небесах. Так каждое углубление предназначалось для жертвоприношений: Солнцу, Земле, Воде и  Огню.

Обряд «Подвешивание Чаламаы». (Приложение, рис. 7)  Чалама -  это священная лента из  ткани, которую повязывают особым образом на местах Силы, одновременно произнося  молитвы.  В этом обряде заключается  физическое проявление просьбы или благодарности Духам. Разноцветные ленты вяжут на священных местах: на специально сооруженных для этого «шалашах», которые  называются  «оваа», или просто на священных  деревьях. Простые люди делают так  выражают свою благодарность и уважение. Сама по себе лента является подношением духам. Есть поверье: чем больше лент, тем сильнее Силы. Когда  ветер колышет ленту, духи слушают обращения человека, который ее повесил.

Национальные блюда праздника

Праздник Шагаа не обходился без гостей и обильных застолий. Кулинарные же традиции тувинцев связаны с кочевым образом жизни, то есть  скотоводством.  Поэтому  тувинская кухня богата мясными блюдами и кисломолочными продуктами. (Приложение, рис.8) Для Шагаа хозяйки готовили различные виды выпечки (боова - пресные лепешки, боорзак - печенье в виде жаренных в топленом масле кусочков теста), молочный чай, саржаг - топленное масло, өреме - молочная пенка, быштак - пресный и прессованный сыры. Белую пищу ставили в почетной части юрты, непоредственно перед буддийским алтарем, в качестве подношения божествам.  Самым любимым  и значимым блюдом являлась кровяная колбаса. Её готовили по определённому рецепту: в свежую баранью кровь вливали сырое или кипяченое молоко. Кровь тогда приобретала темно-розовый цвет. Добавляли потом жир, лук, соль, перец и перемешивали. Далее нужно влить её в тщательно промытую двенадцатиперстную кишку и завязать. Опустить в кипящую подсоленную воду и варить в течение 30 минут. Манчы - пельмени, готовили из мелко нарубленного мяса, которое умелые хозяйки запечатывали в тесто. На тувинский Новый год  готовили мясо различных животных: коров, коз, баранов, лошадей.

Спортивные соревнования и игры

Празднование Шагаа сопровождалось различными соревнованиями и играми, чаще всего у мужчин. Одним из них была борьбе «Хуреш» (Приложение, рис.9), в которой борцы участвуют в традиционных костюмах: облегающие спортивные трусы, затянутые ремнём, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца. Соревнования проводятся на открытом воздухе на выбывание. Перед началом состязаний борцы исполняют танец орла — «девиг», который символизирует  полёт, размах рук  орла – танцора по ходу исполнения становился всё выше и выше. Этот же танец исполняет победитель после завершения схватки. Так время этого танца борцы показывали своё поклонение  Вечному Синему Небу.

Игра Кажык (Приложение, рис. 10) Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Соревнуются две команды с одинаковым числом игроков. Им выдают равное и известное всем играющим количество астрагалов. Каждая команда выбирает ведущего, задача которого спрятать кости в руках  всех игроков  команды. Каждая команда поочерёдно трижды должна назвать общую сумму всех спрятанных астрагалов обеих команд. Независимо от того, угадано количество  или нет, противник также угадывает число астрагалов другой команды. Если после подсчета кто-нибудь из команд угадал правильно, то эта команда забирала спрятанные кости у противника. Если обе команды не угадали, то игра возобновлялась.

Игра Тевек. (Приложение, рис.11) Эта игра имеет несколько вариантов. Суть её заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают «тевек»  ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. Тевек изготавливался из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти.

В итоге можно сказать, что тувинцы имеют уникальные особенности празднования своего нового года - Шагаа. Они сохранили свою культуру и до сих пор придерживаются их. Праздник  Шагаа отражает культурное наследие тувинцев и связан с языческим представлением народа о мире.

Можно считать, что каждая культура интересна своими необычными традициями и ценностями. Это определяет его неповторимость и уникальностью. Если мы будем чтить и уважать каждый народ и его культуру, то народ не утеряет значимость и будет жить вечно.

Список литературных источников

  1. Кенин-Лопсан М.Б.Традиционная культура тувинцев/ М.Б. Кенин –Лопсан. – Кызыл, 1997г.
  2. Традиции Тувы: [Электронный ресурс]  – Режим доступа:   https://www.tuva.asia/jo urnal/issue_25/7784-ondar.html
  3. Традиции и культура: [Электронный ресурс]  – Режим доступа:   https://tmgnews.ru/culture_tradition/shagaa-tradiczii-i-obychai-poryadok-provedeniya/
  4. История происхождения традиционных праздников и обрядов: [Электронный ресурс]  – Режим доступа:   https://infourok.ru/istoki-vozniknoveniya-ritualnoy-lozhki-toskarak-devyatiglazki-845428.html
  5. Традиционные тувинские блюда: [Электронный ресурс]  – Режим доступа:   https://www.tuvaonline.ru/2019/01/21/tuva-kakie-blyuda-gotovim-dlya-vstrechi-shagaa-novogo-goda-po-lunnomu-kalendaryu-i-priema-gostey.html

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  1. Анкета «Выявление распространённых народных праздников»
  1. Знаете ли Вы традиционные праздники разных народов?
  2. Какие традиционные   праздники Вы знаете?
  3. Какие праздники Вы сами отмечаете?
  4. Знаете ли Вы, как называется Новый год у разных  народов на территории  Вашей местности?
  5. Знакомы ли Вы с традиционным тувинским праздником Шагаа?
  6. Хотелось бы Вам узнать о традициях и культуре празднования  Шагаа?

 

 

  1. Результаты анкетирования «Выявление распространённых народных праздников» (100 респондентов)

1 вопрос:

2 вопрос:

3 вопрос:

 

 

  1. Вопрос «Какие  сходства есть между  Шагаа и Сагаалганом?

(20 респондентов)

 

 

 

 

  1. Обряд «Саң салыры»

 

  1. Традиция «Чолукшулга ёзулалы»

 

 

 

  1. Обряд «Чалбарыг»

 

          девятиглазка

 

  1. Обряд привязывание лент «чалама»

 

  1. Традиционные блюда

 

 

                       Боова                                                            Кровяная колбаса

 

 

                   

                Боорзак                                                             Быштак

 

 

 

                Манчы                                                             Саржаг

 

 

 

  1. Борьба «Хуреш»

 

 

  1.   Игра «Кажык»                                          

 

 

  1.   11. Игра «Тевек»

 

 

 

Сегодня в музее
Поиск
Архив записей
Органы управления
  • Администрация Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области
  • Министерство культуры и архивов Иркутской области
  • Правительство Иркутской области
  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Иркутское Профобъединение
  • Наши партнеры
  • ОГБУК "Усть-Ордынский национальный Центр народного творчества>
  • ОГБУК "Государственный ансамбль песни и танца "Степные напевы">
  • ОГБУК "Усть-Ордынский национальный центр художественных народных промыслов">
  • ОГБУК "Национальная библиотека им.Хангалова"
  • ОГБУК "ККЗ Эрдэм"
  • МБУК"Краеведческий музей Аларского района"
  • Сетевое издание "ОрдаИнфо
  • Мы в Контакте
  • Мы в Госкаталоге Музейного фонда РФ