Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Топонимика деревни Шиихэй. Амагзаева А., Хушкеева О.

Полезное
Версия сайта для слабовидящих

ТОПОНИМИКА РОДНОГО КРАЯ

2.1. Анкетирование

Данный раздел посвящен вопросу оценки уровня знаний местной топонимики среди учащихся школы. С этой целью проведено анкетирование, в котором приняло участие 14 человек. Категории опрошенных - учащиеся Хабаровской школы в возрасте от 11 до 14 лет ( учащиеся среднего звена, 5 – 7 классов) и взрослые.

Опросник содержал географические названия деревни Хабаровск и его окрестностей. Вот содержание тестов, которые решали как ученики среднего звена ( 5 – 7 классы), так и учителя и технические работники школы :

 

 

 

 

 

 

1) К какой языковой группе относится бурятский язык?

А) Тунгусо-манчжурской

Б) Монгольской

В) Тюркской

Г) Славянской

 

2) К какому бурятскому племени относится наш род Бура ?

А) Хонгодор

Б) Хори

В) Эхирит

Г) Булагат

 

3) К какому из Шихейских улусов ты относишься:

А) Улаанги

Б) Хаабараг

В) Хадаараг

Г) Дарбай

Д) Эрхэбшэ

 

4) Знаешь ли ты, что наша речка имеет целых 3 названия? Назови лишнее в ряду :

А) Дундайн гол (серединная)

Б) һүльшэ гол ( изгибающаяся туда-сюда)

В) Хүлэд гол ( река простолюдинов , с якутского)

Г) Худайн гол (река свата)

 

5) Что означает название местности Дарбай ?

А) Широкая местность

Б) Скала

В) Лесистая местность

Г) Слияние рек

 

6) Что в переводе с тюркского означает название священной для рода Бура горы Байтог?

А) Шаман-гора

Б) Богатая гора

В) Богатый двор

Г) Крепость

 

7) Как переводится местность в тайге Хара Хушуун ?

А) Черный лес

Б) Черный клюв

В) Черный угол

Г) Черный вожак

 

8) Наша деревня названа по имени прародительницы родов – Шиихэй , ее мужем был Буянтай. Почему же именно по имени матери названа округа? Значит, в первобытно-родовом строе главенствующее положение в общественных отношениях занимали женщины ( да и сейчас местами, в принципе, тоже). Как называется форма социальной организации, при которой лидирующая роль принадлежит женщинам?

А) Патриархат

Б) Полиандрия

В) Феминизм

Г) Матриархат

 

9) Лиственная роща, растущая вблизи от деревни, называется :

А) Дүй шүнэһэн

Б) Улаанги

В) Моодон

Г) Нарһата

 

10) Карьер һүүхэ в переводе означает:

А) Лось

Б) Паника

В) Вершина

Г) Детеныш

11) Карьер һүүхэ от школы находится:

А) Урай (на юго-восток)

Б) Баруун тээ ( на юго-запад)

В) Баруун хойно ( на запад)

Г) Зүүн урай ( на восток)

 

11) В Улаанги есть местность, которая называется БАМ. Что значит эта аббревиатура?

А) Байкало-Амурская магистраль

Б) Батальон армейской милиции

В) База автотранспорта и механизации

Г) Белорусское аграрное машиностроение

 

12) Один из перечисленных топонимов не относится к Шиихэй :

А) Хүндэлэн ялга ( Поперечный овраг)

Б) Оёоргүй нүхэн (Бездонная яма)

В) Тэбхэр шулуун ( Квадратный камень)

Г) Нүхэн нуур ( Бездонное озеро)

 

13) Среди перечисленных топонимов Шиихэй назовите несуществующий :

А) Улаангиин стаан ( Улаангинское поле)

Б) Кокоринска стаан ( Кокоринский стан)

В) Слободинска стаан ( Слободинский стан)

Г) Шуркинска ( Шуркинское поле)

 

14) Как известно, буряты являлись кочевым народом, как называлась летняя стоянка?

А) Хабарай һуури

Б) Нажарай һуури

В) Намарай һуури

Г) үбэли һуури

 

15) Это поле находится между Шиихэй и Онгой :

А) наян табан ( восемьдесят пять)

Б) Маряан ( жирное)

В) Шуркинска ( Шуркинское )

Г) Соколовска ( Соколовское)

 

16) Баянгазайн харгы ( Баянгазуйская дорога) идет на

А) Баруун урайгшаа ( на юг)

б) Зуун урайгшаа ( на восток)

в) баруун хойшоо ( на запад)

г) зуун хойшоо (на север)

 

17) Что означает название соседней деревни Адаг ( Адык) ?

А) Исток

Б) болото

В) устье (низменность)

Г) Стоянка

 

18) Что в переводе с тюркского означает название соседней деревни Гахан ?

А) кабан

Б) охотник

В) копье

Г) пришелец

 

19) В окрестностях Шиихэй есть лесистая местность:

А) Зурхэн ( сердце)

Б) Толгой (голова)

В) Гуя (бедро)

Г) Хамар (нос)

 

 

Проанализировав ответы, получили следующие результаты:

Правильные ответы учащихся Правильные ответы взрослых Итого

1

6 (8) 5 (6) 11 (14) +

2

3 5 8 +

3 5 6 11 +

4 4 0 4

5 4 6 10 +

6 1 1 2

7 1 5 6

8 3 6 9 +

9 1 3 4

10 1 0 1

11 2 6 8 +

12 1 2 3

13 2 3 5

14 1 6 7

15 2 6 8 +

16 3 1 4

17 3 5 8 +

18 4 2 6

19 1 4 5

20 5 6 11 +

Результаты анкетирования показали, что большинство сегодняшних школьников плохо знают местные географические названия – топонимы, и тем более испытывают трудности в объяснении их происхождения.

2.2. Классификация топонимов

Прежде чем проанализировать топонимы своего села и его окрестностей, мы провели опрос местных жителей с целью сбора информации о топонимах. В ходе исследования нами рассмотрено около 30 топонимов деревни и его окрестностей. ниже приведены примеры:

1) оронимы — холм Улаан боори (красный холм) по сути это крутой глиняный обрыв над излучиной речки Дундайн-гол. Это сразу за гравийной дорогой, совсем недалеко от деревни. Десятилетиями вода подтачивает берег, глина осыпается, склон становится круче; Это любимое место игр детей. Летом там делают запруды на реке, купаются, бегают по крутым тропинкам, зимой на более пологих склонах скатываются на лыжах, а на льду речки катаются на коньках и салазках

 

2) гидронимы: родник Хортойн булаг (Хортойский ключ), одно из самых красивых мест, в 7 километрах от деревни. Близ небольшой лиственной рощи и тайги бьет родник с чистейшей водой. Оттуда берет начало маленькая водная артерия, текущая к реке Дундайн-гол

 

3) агронимы: Улаангиин стаан ( Улангинский стан) - это широкое поле в пяти километрах от деревни, сенокосные гектары, окруженные лиственными лесами, с обилием ягод летом, разноцветием и разнотравием;

 

4) ойконимы – Шарангаараг , местность в четырех километрах от деревни, сейчас пустующая, незаселенная, до укрупнения колхозов там стояли дома, местность названа по имени рода Шарангаар, жившего возле Улаанги. Род тунгусского происхождения.

 

5) дримонимы – Дуй Шунэһэн ( Великая Лиственница) – это лиственная роща рядом с деревней, за речкой Дундайн-гол. Место обрядов и камланий, в котором запрещено ломать ветки, шуметь, играть

 

 

Оронимы Гидронимы Агронимы Ойконимы Дримонимы

Бильдруухан Дундайн гол Улаанги Улаанги Хара Хушуун

Улаан боори Хүлэд гол Слободинска Дарбай Школьно

Байтаг һүлшэ гол Шуркинска Эрхэбшэ Дй шүнэһэн

һүүхэ Худайн гол Маряан Хаабараг Моодон

Шир Галууша нуур Наян табанай Хадаараг Зүрхэн

Наянга Хортойн булаг БАМ Шарангаараг Тэбхэр шулуун

Ноёнго Улаангиин булаг Байнга Хүндэлэн ялга

Ёхими улам Хоон Оёоргүй нүхэн

Хаазаураг

үтэгэрэг

Хорто

 

 

 

 

Предания и топонимы

Все, попавшее в поле зрения человека, получает имя. Именование окружающего - основная функция в осваивании пространства, в его очеловечивании.

Выдающийся историк Н.И. Надеждин писал о топонимике как о «языке Земли», а Землю он навал "книгой, куда записывается история человечества".

Предание - это необыкновенная, возможно и не совсем достоверная история, но о реальных людях и событиях, происходивших некогда.

 

Многие тысячелетия назад племя Адама размножилось и распалось. Его семьи, объединившись в группы, разошлись по разным сторонам света. В различных климатических условиях и при определенных обстоятельствах люди постепенно менялись внешне, языки становились разными и непонятными для соседей. Не всегда древние путешественники помнили о родстве и поэтому вели яростную борьбу между собой за место под солнцем. Доказано, что в Прибайкалье раньше жили палеоазиатские племена, близкие к современным юкагирам. Возможно , и здесь, где сейчас стоит деревня Хабаровск, находились стоянки этих таинственных людей. Затем их оттеснили тунгусо-манчжурские племена, племена охотников. Через некоторое время на нашу землю пришли более развитые племена, занимавшиеся помимо охоты скотоводством. Это были тюрки-курыканы, предки современных якутов. Их наследство – это в том числе названия некоторых географических объектов региона – например, священной и по сию пору горы Байтог, озера Байкал, жемчужины Сибири. И вот в Прибайкалье стали проникать теснимые с юга китайцами монголо-язычные племена. Более многочисленные, более развитые, они стали прогонять тюрков. Борьба, судя по всему , была жестокой, побежденные вынуждены были бежать на север, сплавляться вниз по Лене и обживать те обширные территории, на которых ныне и расположена Якутия. Существует легенда, что бурятское слово «хоорхэн» произошло от названия курыкан. Это слово имеет значение «вызывающий жалость». Дети, брошенные или отставшие от беглецов, конечно, вызывали жалость победителей. Их принимали в свои семьи и воспитывали, растили как родных.

Конечно, объяснение происхождения улусов Шиихэй – это во многом легенда. В Прибайкалье приходили, селились рядом друг с другом, роднились разные по происхождению племена и роды.

Интересно происхождение ойконима Хадаараг. Род Хадаа или Хадаан(?) , возможно, булагаты или даже тюрки. Часть их пришла со стороны Куды, прошли Дарбай и жили на холме Шир. Затем обменялись кочевьями с улусом Эрхэбшэ. Эрхэбшэ перекочевали на запад, Хадаа заняли их места, оказались рядом с поселением тех, кто по совпадению тоже носил название Хадаараг. И эти два улуса объединились. Поэтому в наше время молодые люди, плохо знающие историю своего края, удивляются почему Хадаарагай барса и Эрхэбшын барса (места возливания духам на дорогах ), находятся в нескольких километрах от нынешнего местоположения улусов.

Улус Улаанги тоже подразделяется на несколько семей. Это коренные, жившие там искони, и пришлые: Байнга, пришедшие со стороны Дарбая, Хаазаураг ( их еще называют газаа ураг, то есть сторонние) и Шарангаараг, как уже говорилось выше, тунгусского происхождения. Таким образом, и наша малая родина, как и вся наша большая Земля – это места, где в поисках лучшей доли мигрировали народы, селились рядом друг с другом, враждовали, мирились, роднились, образовывая роды, племена, народы.