Пятница, 30.09.2022, 09:43
Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа Областное государственное бюджетное учреждение культуры
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика
Форма входа
Яндекс.Погода

 Вавилова Юлия Юрьевна

9 класс

 МБОУ «Тарасинская СОШ»

 

 

МОЯ МАЛАЯ  РОДИНА

 

Массовое переселение в Сибирь из западных районов Российской империи началось в 90-е годы XIX века. В первую очередь переселенцы осваивали западносибирские территории, как наиболее близлежащие на их пути. В 1896 году начались работы по образованию переселенческих участков в Иркутской губернии. И в 1990-е годы сюда направился поток переселенцев, размещавшихся главным образом в Нижнеудинском и Балаганском уездах.

В наших краях (близ Тарасы) переселенцы появились в конце XIX века. Это были в основном ссыльные татары из Казани, приехали из разных мест русские, украинцы, литовцы, поляки. Местом для проживания они выбрали Мольту   -   Тарасу,   Шарагун,   Заведение...   Край   богатый   и   красивый. Постепенно переселенцы стали осваивать эти места.

Я хочу рассказать об исчезнувшей и забытой деревне Заведенье, что находилась в 7 километрах от Тарасы. По воспоминаниям старожилов деревни и архивным документом здесь проживали следующие семьи: Каньковы, Дороготовцевы, Толокины, Сокур, Кавердяевы, Бадиковы, Малинкины, Бутаковы, Грозины, Хамитовы, Гольчик, Могосумовы, Имековы, Кривенковы, Веселовы, Поповы, Гилизядиновы, Валиулины, Ивановы. Всего в Заведенье в середине XX века было 50 дворов, проживало около 200 человек (по воспоминаниям Каньковой М.К.).

В такой интернациональной деревне люди жили очень дружно. Жители Заведенья занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой, собирательством. Сеяли в основном рожь, молотили снопы по 4 человека, а 8 человек на ветру веяли (сдували). Полученную рожь дробили на молотилке, которую в движение приводил конь (ходил вокруг молотилки).

Работали и взрослые, и дети, начиная с 7-8 лет. Семьи у всех были большие, многодетные. Женщины и дети собирали ягоды, грибы. Ходили в лес до Шарагуна, что находился в 4 км от Заведенья. Приходилось идти через местность «Змеевка»: змей было очень много, местность сырая. Змеи грелись на солнышке, забравшись на пень. Встречались и ядовитые змеи. Заниматься собирательством было опасно.

Вокруг деревни - тайга. Таежный край - богатая фауна: водились здесь сохатые, ондатры, колонки, зайцы, суслики, волки, барсуки и другие животные. Весной и летом цвели маки, саранки, лилии, Марьин-корень, жарки. Заведенский пруд жители называли «морем». Вода была чистой, кругом «били» подземные ключи, прозрачные и прохладные. Все подземные ключи Тарасайн толгой и другие стекались в пруд-море, а оттуда лилась широкая извилистая речка Тарасинка. Ключи считались святыми и целебными, водой лечили глаза. По словам старожила Каньковой Марии Калиновны 1937 года рождения, проживающей в п.Бохан, пруд -искусственный водоем. Мужчины всей деревни (в частности и ее муж Каньков Гаврил Саитович на бульдозере) вырыли большой котлован, сделали запруду. Так это озеро сохранилось и посей день, даже рыбки стали водиться. В этот благодатный край люди приезжали постепенно. Семья Каньковых переехала в Заведенье из соседней деревни Шарагун, что находилась в 4 километрах. Переехали в поисках работы в 1948 году. В Заведенье открылся ремесленная промышленная артель. Артель занимался заготовкой леса, выпуском кирпича.

По воспоминаниям старожила Канькова Гнеятулы Саитовича 1934 года рождения, жителя п. Бохан: «Люди переезжали из окрестных деревень в Заведенье в поисках работы, ведь здесь были промартель, крупчаточная мельница, фельшерский пункт, магазин, начальная школа, клуб.

12-13 лет от роду маленький мальчик Гнеятула после четырехлетней школы пошел работать в промартель. Приходилось водить лошадь, которая топтала по кругу сырую глину для кирпича до тех пор, пока у лошади

появлялось кольцо на копытах, значит, глина готова для обжига кирпича. Еще возил он на лошади круглый лес в Бохан (15-16 км), косил траву, в общем без работы не следил. А платили ему вдвое меньше взрослых, хотя работал, не покладая рук.

Руководил промартелью Иванов, затем его сменил Зарубин (к сожалению, очевидцы имен не помнят).

При Пирожкове Илье Иннокентьевиче (1833 -- 1907гг.) был построен небольшой кирпичный завод. Все работы по обжигу кирпича делались вручную. В день завод выдавал 1000 2000 штук кирпича. Кирпич выпускали в основном летом, лучше сох. Смесь клали в формы для двух кирпичей, обжигали в печи, по 4-6 топок дров жгли. Горячий кирпич вынимали из печи, 7-10 дней давали ему остывать, затем его продавали.

Кирпич получался очень высокого качества, пользовался большим спросом по всей округе. Сохранился кирпич до наших дней.

«Еще в Заведенье Пирожков построил паровую мельницу, затем крупчатую мельницу. Тайша Пирожков получил в 1872 году звание потомственного дворянина. До 1882 года он владел пашнями в дачах трех Готольских родов на захватном праве. Затем, по общественным приговорам бурят этих родов, составленным 20 июня 1882 г., урочища Борозда, Кундуй и две пади Каменные, где были расположены пашни нойона, в общей сложности 1700 десятин, были отданы тайше в 40-летнее бесплатное пользование на основании закона о расчистке земель в Сибири. По приговору бурят названных родов от 10 июня 1888 года, ему был отведен в аренду участок близ Тарасы, в деревне Заведенье 300 десятин земли, из которых 150 десятин были огорожены нойоном круглой городьбой для выпаса принадлежавшего ему скота. Остальная часть арендованного участка представляла лесное и болотистое пространство, которое расчищалось и приспосабливалось под сенокос. К 1899 году здесь было расчищено до 40 десятин. Пирожкову было отведено в аренду (7 рублей в год) 5 десятин земли, занятой под его мукомольное предприятие» («История УОБАО», Л.М. Дамешек).

По воспоминаниям Канькова Г.С. мука получалась на Заведенской крупчатой мельнице отличного качества. Продавали ее по всей России.

В Заведенье была своя часовня (при въезде с левой стороны). На часовне или как ее называли местные домохозяева «церква», было три колокола: один большой, второй среднего размера, а третий совсем маленький. Звонили к обедне, в Пасху. Недалеко от часовни были расположены бурятское и русское кладбища.

Часовню в Заведенье построил богатый человек Илья Иннокентьевич Пирожков (по крещению), настоящая его фамилия Бахеев. Он был главным родоначальником (тайшой) Идинского ведомства, богатейший купец.

В эту же часовню возили крестились детей бурят из Хогот - Тарасы, так же исчезнувшей деревни. После обряда крещения новорожденным одевали маленькие крестики. Некоторых бурят насильно крестили, остальные придерживались шаманской религии.

Как и где жители покупали продукты питания, вещи, товары первой необходимости и т.д.?

В деревне был небольшой магазин. Товаров в нем было достаточно. Вещи в основном завозили китайского фабричного производства, хорошо качества. Помимо этого крестьяне ездили на ярмарку. У Александровского централа в воскресные дни бывала шумная ярмарка. Сюда стекались крестьяне со всей округи. Возили на продажу хлеб, мясо, муку, яйца, сметану, овец, телят, поросят и т.д. На вырученные деньги покупали товар в торговых лавках, которые содержали купцы Пыхов, Бутин, Меркулов, Зверев. Эти купцы имели торговые связи с Пирожковым Ильей Иннокентьевичем, часто приезжали к нему в гости в Заведенье.

Был в Заведенье и свой фельдшерский пункт. В таких маленьких деревнях всей нашей России не хватало фельдшеров. Молодые девушки, закончив медучилище, не очень охотно ехали в отдаленные деревушки. В 1950-1970 годы специалисты вынуждены были ехать работать по распределению.

И вот так по распределению в 1959 году в Заведенье приехала работать молодая медсестра из далекой Воронежской области Жогова Мария Калиновна 1937 года рождения. В ту пору ей было всего 22 года (ныне Мария Калиновна живет в Бохане, СХТ и по сей день предана своему любимому делу, работает фельдшером, в этом году ей исполняется 84 года).

«Работать было тяжело», - вспоминает Мария Калиновна, - «Телефона нет. Иногда приходилось совершать невозможное, ведь людям нужно оказывать различную помощь». Например, не захотела женщина ехать рожать в Боханский роддом, пришлось самой принимать роды. Мария Калиновна взяла медицинскую книжку и изучала всю ночь теорию приема родов, а рядом лежит роженица и мучается от схваток. Первый раз было страшно принимать роды, но потом научилась и у многих женщин благополучно приняла, за что ей женщины были благодарны.

Другой случай. У мужчины было огнестрельное ранение. Обратились родственники за медицинской помощью поздно. От большой потери крови мужчина скончался. А Марию Калиновну вызывали в прокуратуру. Были неприятности, но все обошлось, ведь ее вины не было.

В Заведенье она встретила свою судьбу - Канькова Гаврила Саитовича, вышла замуж. Прожила в Заведенье 5 лет, здесь родила старшую дочь Наташу. В 1964 году молодая семья Каньковых выехала в п. Бохан, ведь нужно было думать о будущем своих детей, учить их дальше, а в Заведенье была только четырехлетняя школа.

В   маленькой  школе,   где   преподавали  два  учителя,   можно  было закончить 4 класса. Кто-то после школы ехал учиться в Бохан, а кто-то шел работать в своей же деревне.

Кроме школы был клуб, а строили его всей деревней по выходным, т.е. устраивали субботники. И не надо было кого-то заставлять, все работали от души, ведь все понимали, что клуб благо всей деревни, где можно отдохнуть, развлечься и пообщаться. В клубе была своя библиотека, сюда ходили за книжками и взрослые и дети. По выходным молодежь устраивала танцы, посиделки. Жили весело и дружно.

Интернациональная деревня, а жили в мире и согласии. По праздникам приглашали друг друга в гости. Русские гуляли в Масленицу, Пасху, Троицу. На Пасху стряпали куличи, варили яйца, угощали всех соседей. Литовцы приглашали на Рождество: весь вечер «закуски все время наполнялись», пили мало. Литовцы - народ трудолюбивый и чистоплотный. Независимо от национальностей народные праздники отмечали всей деревней. Все жители друг друга хорошо знали, не вешали замков ни на одном доме, настолько доверяли друг другу, соседям.

Заведенье- богатый край. Искали здесь полезные ископаемые в середине XX века. В местности «Золотая падь» искали, рыли золото. По словам старожилов, видимо, немного золота все-таки нашли, прорыли много каналов, но должного результата поиски не дали. Так и оставили это место.

Искали в этих краях нефть. Некоторое время стояла база нефтеразведки, имелись две - три вышки. Начальником разведки был Лапшин. Начатое дело не довели до конца, так и забросили. Старожилы считают, что и не было, наверное, нефти. Если бы нашли, то жизнь здесь кипела бы, не исчезло бы Заведенье.

А ведь когда-то здесь бурлила жизнь. Даже страшно подумать... Сколько российских малых деревень исчезло с лица земли, подобно Заведенью. Это чьи-то судьбы, чьи-то семейные корни, чей-то отчий дом. «Сердце обливается кровью. Все заросло бурьяном. Как будто и не было здесь жизни. На глаза наворачиваются слезы» - с волнением говорит Мария Калиновна Канькова.

Но вопреки всему, потомки жителей Заведенья, это дети, внуки, правнуки и праправнуки ежегодно встречаются семьями на малой родине своих предков, отдавая дань уважения, низко кланяясь земле, откуда пошли их корни.

 

 

Литература:

  1. Архивные     документы,     материалы     мини-музея     имени     П.С.
    Балтахинова.
  2. Воспоминания старожилов деревни Заведенье: Каньков Г.Г. 1937 г.р.,
    Жогова-Канькова М.К. 1937 г.р.
  3.  «История    Усть-Ордынского    Бурятского    автономного    округа».
    Отв.редактор    Л.М.     Дамешек.     Москва.     Издательская    группа
    «Прогресс» «Культура», 1995г.
  4. Майоров   А.И.   «Утро   моей   республики».   Улан-Удэ.   Бурятское
    книжное издательство, 1985г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня в музее
Поиск
Архив записей
Органы управления
  • Администрация Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области
  • Министерство культуры и архивов Иркутской области
  • Правительство Иркутской области
  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Иркутское Профобъединение
  • Наши партнеры
  • ОГБУК "Усть-Ордынский национальный Центр народного творчества>
  • ОГБУК "Государственный ансамбль песни и танца "Степные напевы">
  • ОГБУК "Усть-Ордынский национальный центр художественных народных промыслов">
  • ОГБУК "Национальная библиотека им.Хангалова"
  • ОГБУК "ККЗ Эрдэм"
  • МБУК"Краеведческий музей Аларского района"
  • Сетевое издание "ОрдаИнфо
  • Мы в Контакте
  • Мы в Госкаталоге Музейного фонда РФ