Четверг, 02.02.2023, 19:52
Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа Областное государственное бюджетное учреждение культуры
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика
Форма входа
Яндекс.Погода




Версия сайта для слабовидящих

 

                                                   Выполнила: Преловская Алиса, ученица 6 класса, Кутуликская СОШ, (12 лет) 

                                         История возникновения населённого пункта

Аларского района д. Алзобей

 

Введение

 

«Любовь к родному краю, знание его истории

 – основа, на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества»

(Д. С. Лихачёв).

 

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. История родного края неразрывно связана с историями отдельных людей и историей страны. Родина там, где родился и где вырос человек.

Проблема изучения истории возникновения населенного пункта Алзобей является значимой, т.к. время проходит, люди уходят, которые могли бы хоть что - то рассказать о возникновении нашего села, поэтому возникла потребность и желание изучить данную тему и провести собственное исследование.

Цель: раскрыть историю возникновения д. Алзобей, узнать, как жила деревня раньше и сейчас, показать значимость изучения истории родного села для воспитания чувства гордости за свою малую родину.

Задачи:

  1. Изучить литературу о д. Алзобей
  2. Провести беседы с родителями, бабушкой, жителями деревни и людьми, знающими историю возникновения села
  3. Собрать материалы по данной теме (документы, иллюстрации, фото и т.д.)

Легенда о возникновении деревни Алзобей

Алзобей –  по имени одного из предводителей хонгодоровского племени, рода «Олзобэ», перекочевавшего в XVII веке из Монголии в Прибайкалье. Олзобэ, по бурятским легендам, известен как старейшина, понимавший необходимость перекочевок бурят в спокойные места по причине междоусобных войн монгольских феодалов, на север, в пределы «белого царя» (России).

Название происходит из личного мужского имени «Олзобэ». Вместе с тем, название можно производить от бурятского – «прибыль», «доход», «выгода», «добыча». В то же время следует обратить внимание на то, что имя Олзобэ могло образоваться от топонима с прибавлением суффикса – бэй [1 С.24]

 

Жители Алзобея: хозяйство, быт, культура

 

Хозяйство в д. Алзобей крупное, хорошее, богатое.

Как рассказывала моя бабушка, в Алзобее хорошо было развито скотоводство. В хозяйстве держали крупнорогатый скот, свиней, гусей, баранов и кур. В 1975 г. в деревне построили ферму. Туда ходили доить коров 3 раза в день: в 5 ч. утра, в 12 ч. дня и в 7 ч. вечера. Доярки одевали специальную фуфайку. Она шилась из толстого слоя ваты, обшитая чёрным ситцем, застегивающейся на пуговицых [ 5, 2].

В майское время сажали картофель по 10 кулей, а также сажали овощной огород, заготавливали дрова.

Летом все жители деревни собирали ягоды, варили варенье, делали толчёнку (раздавливали землянику с сахаром и в банки, очень полезно и богато витаминами), пололи и огребали картофель, поливали и пололи огород. Также с мая и все лето заготавливали дрова, берёзовые. Почти возле каждого дома, была берёзовая поленница. Заготавливали много, по несколько телег.

Осенью заготавливали сено скоту на зиму, собирали урожай картофеля (в хорошие года с 1 куля собирали по 10 мешков картошки, из 10 кулей – 100), выкапывали мелкий огород: морковку, свёклу и т.д.

В нашем Алзобее проводились праздники, такие как, саламатка, сагаалган (праздник белого месяца), отжимка.

К Сагаалгану готовились задолго до праздника. Мужчины наводили порядок в хозяйственных делах, женщины занимались уборкой дома и во дворах. Затем обкуривали благовониями домочадцев, скот, дом и все постройки (очищали себя и дом с постройками от плохого, вредного).

Рано утром люди встают, встречают месяц белой пищей и молоком, накрывают на стол: сметана, молоко, творог, домашний сыр. Обязательно надо накормить скот, чтобы были сытые, а также домашних питомцев.

В сельском клубе собирался народ, проводили праздник, работники сельского клуба совместно с некоторыми жителями устраивали концерты: пели песни, ставили сценки, проводили конкурсы и т.д.

В конце праздника, люди находящиеся в клубе вставали и танцевали ёхор (бурятский ритмичный танец кругом), позже садились за накрытый стол и угощались.

Праздник Саламатка проводился в летнее время. Мужчины готовили поляну для праздника, в эту поляну входила игровая зона (футбол, волейбол, бег, поднятие гирь, борьба), зона для приготовления пищи, для которой делали навес, украшенный березовыми ветками.

Младшее поколение ходили по дворам, собирали сметану и муку для приготовления саламата. В день праздника вся деревня собиралась на поляне, женщины накрывали стол, готовили угощения, варили главное блюдо – саламат в большом медном чане. Проводили конкурсы и игры. Мужчины проводили вольную бурятскую борьбу, после игр все садились за стол.

Праздник «отжимка» проводился после сбора урожая с полей, в конце сентября – начале октября. Посвящался завершению полевых работ. В праздничные мероприятия входило не только угощение, танцы, но и награждение тружеников села, полей.

Таким образом, традиционные праздники жителей Алзобей были ежегодными и очень интересными. Праздники сплачивали всех жителей. Даже могли приходить гости из других сел. Всех радушно принимали и угощали.

Кстати, раньше бабушки  ходили в бурятской национальной одежде не только в праздничные, но и в обычные дни. Это были платья типа булууза и халадай с отложным воротником, цельнокроеное, с широкой декоративной полосой. Платья шились из шёлка, бархата, х/б тканей. Поверх платья надевали длиннополую безрукавку, по бортам и подолу отделанную аппликациями и вышивками. И обязательно, золотые или серебряные украшения.

 

 

Великая Отечественная война в судьбе жителей Алзобея

 

Когда началась Великая Отечественная война, не остались в стороне и жители  деревни Алзобей. По разному сложилась судьба защитников Отечества: кто то вернулся в родные края, а кто то сложил голову на далёких просторах страны и Европы. О них хранится память у жителей села [ 5, 1].

Фёдоров Буда Алексеевич был призван в Армию и попал на Западный фронт. Участвовал в освобождении городов Восточной Пруссии. Воевал он в качестве телефониста связи. Имел медаль «за отвагу». За долгие годы войны, он не раз был ранен. Три ранения были легкими, на левой руке остался след от осколка. 

В 1946 году Буда Алексеевич был демобилизован. Вернувшись в родной улус, работал в животноводстве.

Федоров Борис Алексеевич, родился 15 января 1924 г. в у. Алзобей Голуметского района.

Учился в ФЗО г. Черемхово, имел бронь. 1 июля 1944 г. был призван Аларским РВК. Служил в артиллерийском полку Дальневосточного фронта. Воевал с японцами. После победы над Японией вернулся в родной колхоз. Умер в 1966 г.

Бадрянов Борис Константинович участвовал в битве на Курской дуге и в других боях за родину. За героизм и отвагу он был награжден медалями «За отвагу» и «Победа над Германией». После разгрома фашистов, он попал в госпиталь с пулевыми ранениями в спину и ноги. Домой вернулся в декабре в 1945 года.

Башинов Николай Галсанович Был призван в ряды Советской Армии 1 апреля 1942 года. Не вернулся с фронта. Пропал без вести.

Баторов Доржей Данилович Служил рядовым в пятой гвардейской мотострелковой бригаде 399-ой стрелковой дивизии в должности связиста; 135 отдельный гвардейский танковый полк – телефонист. Демобилизован 22.10.1946 г. в звании гвардии сержант. Командир телефонного отделения.

 

Земля Алзобея богата учёными

 

С  Алзобея есть много выдающихся людей. Например: Басаев Геннадий Доржиевич. Он – доктор исторических наук, профессор. Родился в 1928 г. в улусе Алзобей. В 1945 г. после окончания Аларской средней школы поступил на историко – филологический факультет Иркутского государственного университета им. А. А. Жданова.

Басаева Клара Доржиевна – доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки республики Бурятия. Родилась 8 января 1930 г. в улусе Алзобей. В 1946 г. окончила Аларскую среднюю школу, в 1954 г. факультет гуманитарных наук Иркутского госуниверситета.

Бухаева (Басаева) Ирина Доржиевна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, отличник народного просвещения СССР, заслуженный деятель науки РБ.

Родилась 31 октября 1932 г. в улусе Алзобей.

Соктоев Александр Бадмаевич – доктор филологических наук, профессор, член – корреспондент РАН. Родился 23 февраля 1931 г. в улусе Алзобей [2, С. 16].

До «Перестройки»

После революции образовался Красный Алзобей, управляющим был Малющенко, затем недолгое время просуществовал колхоз им. Н. С. Хрущева, управляющим был Долженков. В апреле 1957 г. образовался совхоз «Аларский», неотъёмлемой частью которого стал Алзобей. Ещё в Алзобее открылась школа 1929 – 1930 гг. Уже в 1966 г. открыли восьмилетнюю школу. Дети ездили с периферии: Шантой, Заречная, Хигинск, дети жили в интернате. Учителя были с разных мест.

В 1959 г. провели электричество. Началось укрепление деревень Доодэйалзобей, Бурутхон, образовали новую деревню Алзобей. По Жану Александровичу Зимину, сведения по материалам переписи, включавшим оба улуса – 318 человек (163 мужчин и 155 женщин).

В советское время жизнь кипела… работала ферма, склад, были магазин, ФАП, почта, школа, клуб. Люди были заняты работой, молодежь училась, дети бегали по улице, играли…

Но в 90-х гг. жизнь стала меняться, причем не в лучшую сторону. От безработицы, от слома «жизненных ценностей» люди уезжали или спивались… так происходило по всей стране, к сожалению.

 

Алзобей в наши дни

В настоящее время численность населения составляет 130 человек. Алзобей состоит из двух улиц «Центральной» (приложение 1) и «Школьной». В 2015 – 2016 гг. установили памятник погибшим, а в 2020 г. установили детскую площадку. В населенной местности находится сельский клуб, библиотека, и ФАП (фельдшерско – акушерский пункт). Школу к сожалению закрыли, т.к. детей совсем не стало. Баторова Аграфена Витальевна говорит: «в 2008 году я начала работать учителем начальных классов в  школе Алзобея. Тогда было 4 начальных класса, 12 учеников, 2 учителя: Тумурова Дора Владимировна и я. Конечно, когда детей мало, это признак того что деревня угасает, исчезает, т.к. старое поколение постепенно уходит, молодые уезжают». Сейчас дети с Алзобея ездят на школьном автобусе в с. Аларь и учатся там. Многие из Алзобея переехали в районный центр Кутулик, в Иркутск, Ангарск и в другие уголки России [5, 3].

 

Выводы

 

Изучая данную тему я поняла, что в истории малых населенных пунктов есть общее с историей страны, те же процессы, этапы развития. Но есть и отличия: отношение к жизни, менталитет, характер, традиции. Все жители Алзобея, живущие в других местах, поддерживают друг с другом связь, общаются, помогают, проводят землячества. Приезжают в деревню, помогают своим близким.

Историю родного края нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы мы знали свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык.

Теперь я точно знаю, как произошла моя любимая деревенька, мой Алзобей, куда меня так сильно тянет. Каждые каникулы я с удовольствием провожу там.

 

 

Список использованных источников информации

 

  1. «Топонимика Усть – Ордынского Бурятского округа», Гурулёв С. А., г. Иркутск, изд – во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2011 г.
  2. «Ученые из Аларского и Нукутского районов Усть – Ордынского Бурятского автономного округа», Басаев Г.Д., г. Улан – Удэ, Издательство Бурятского Госуниверситета, 2007 г.
  3. «История Аларского района», Зимин Ж.А., г. Иркутск, Иркутская областная типография, 1994 г.
  4. Интернет – ресурс: http://irkipedia.ru/content/alzobey
  5. Информанты:

1. Бутуева Аграфена Борисовна (заведующая сельским клубом д. Алзобей)

2. Преловская Татьяна Будаевна, моя бабушка, жительница д. Алзобей,

3. Баторова Аграфена Витальевна, учитель истории МБОУ Кутуликская СОШ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск
Архив записей
Органы управления
  • Администрация Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области
  • Министерство культуры и архивов Иркутской области
  • Правительство Иркутской области
  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Иркутское Профобъединение
  • Наши партнеры
  • ОГБУК "Усть-Ордынский национальный Центр народного творчества>
  • ОГБУК "Государственный ансамбль песни и танца "Степные напевы">
  • ОГБУК "Усть-Ордынский национальный центр художественных народных промыслов">
  • ОГБУК "Национальная библиотека им.Хангалова"
  • ОГБУК "ККЗ Эрдэм"
  • МБУК"Краеведческий музей Аларского района"
  • Сетевое издание "ОрдаИнфо
  • Мы в Контакте
  • Мы в Госкаталоге Музейного фонда РФ