Пятница, 30.09.2022, 09:45
Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа Областное государственное бюджетное учреждение культуры
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика
Форма входа
Яндекс.Погода

 

Еще до революции на территории, где мы сейчас живем, располагалось 4 населенных пункта: деревня Нижний Кукут, деревня Верхний Кукут, деревня Выселки Октября и Харат. Харат считался селом, так как здесь была расположена церковь.

Село являлось административным центром. Кроме церкви здесь была школа, 2 сельпо, сельмаг. Церковь была деревянная с двумя куполами и звонницей с колоколами.

Рядом росли кедровые деревья. До 1930-1933 года церковь была действующей, служились молебны. Кроме того, жило большее количество людей.  Была больница, где было родильное отделение, детский садик. Сюда малыши ходили с бутылкой молока, а обычный кирпич заменял детские игрушки. Сейчас это все полуразрушенные здания. Люди выращивали хлеб, растили детей, работали. Но потом начался процесс вымирания малых деревень. На наших глазах исчезли с лица земли, превратились в пустырь 2 деревни: Нижний Кукут и деревня Выселки Октября. Теперь старожилы называют их «вымершими», а нам трудно поверить в то, что на этом месте жили когда- то люди. Являясь членами краеведческого кружка, мы узнали об истории жизни этих деревень. Почему деревни вымерли? Куда разъехались люди из них? Живут ли в селе Харат семьи из вымерших деревень? Когда выехали последние жители из деревень? Почему называлась деревня Выселки Октября? Как-то по-октябрьски! Наша задача - найти ответы на все эти вопросы. Все эти и многие другие вопросы мы адресовали старожилам села. Исследовательский метод, а именно: беседы-интервью, встречи с жителями этих деревень, экскурсии по селу, выезды на место вымерших деревень помог собрать нам, систематизировать и оформить весь собранный материал в эту исследовательскую работу. Работать было интересно, узнавать факты из истории жизни деревень наших окрестностей. Кроме того, мы изучали вопросы, связанные с  топонимикой и ономастикой. Прежде всего, вместе с нашим руководителем мы составили опросник, который помог нам общаться со старожилами. И уже с готовыми вопросами мы шли на экскурсии. Посетили 8 семей. Начали мы с того, что в сельском архиве узнали о семьях, выехавших из Нижнего Кукута и Выселок Октября в Харат, в центральную усадьбу. Собирали материал о вымерших деревнях:  Выселки Октября и  Нижний Кукут.

Мы в доме старожила села, жителя деревни Выселки Октября Мясникова Николая Яковлевича. Записываем данные информатора. Год рождения – 1929. Оказывается, он не плохой рассказчик. Все помнит. Как нам показалось, он с удовольствием и даже с какой-то радостью разговаривал с нами. Вот что мы узнали из его рассказа. С 1937 года, когда он еще был девятилетним ребенком, его семья и жила в дерене Выселки Октября. Его детская память запечатлела одно страшное событие. Его отец, Мясников Яков Гаврилович, был офицером царской армии. Его в 30-е годы объявили врагом народа и в 1938 репрессировали. Семья не знала о его судьбе, только мать часто и долго плакала, приговаривая, как же я вас выращу? Из старой потрепанной кожаной сумочки он достает и показывает нам бумагу. Это справка о реабилитации его отца. Он получил ее только в 1956 году. С горечью и обидой рассказал он нам об этом.

По его словам, деревня Выселки Октября была не маленькой, домов 36 было. Жили семьи Волковых, Толстиковых, Марковых, Мясниковых, Коваленковых, Соболевых, Коробцовых, Макаровых.

 

Детей в каждой семье было по 5-6 человек. Все жили, работали. Было много пахотных земель, хлеб сеяли. Еще до войны начал действовать здесь винокуренный завод, расположенный в тайге к востоку села Харат. Здание завода было кирпичное, двухэтажное, разделенное на цеха и кабинеты. Рядом располагались складские помещения, побеленные изнутри и снаружи. Заводчики жили в просторных с большими окнами домах, их было 6, а поодаль растянулись дома попроще, эту часть называли Теребиловкой. В ней жили рабочие завода.

 

Эта деревня стала называться так официально при советской власти, видимо, потому что здесь в 30-е годы существовала коммуна «Ворошиловка». Из воспоминаний Макаровой Клавдии Павловны, 1924 года рождения, записаны 2000 году «Коммунары ходили в общественную столовую каждый со своей кружкой и ложкой. Большой длинный стол, скамейки. Кормили скромно: щи постные или иногда суп с мясом. Каша бывала. Коммунары обижались, что их плохо кормили и сочиняли сатирические частушки на этот счет. На воротах конюшни висел колокол, в него звонили по всякому поводу. Прежде всего, на обед, ужин и завтрак приглашали. На пожаре звонили. Часто приезжала с концертом школа коммунистической молодежи, пели частушки, высмеивая лодырей.

 

А в народе закрепилось название Завод. Это очень красивая лесистая местность с ягодными, грибными полянами. Есть тут подземный родник, по словам старожилов, который обладает лечебными свойствами. А в наше время из него берут святую воду в Крещение. Родник был выкопан солдатами, здесь в этой деревне стояла ракетная воинская часть с 1952 по 1956 год.

 

Кроме того, здесь вплоть до 1968 года работала водяная мельница, которая располагалась на берегу реки. Сюда ездили молоть хлеб из близлежащих деревень: Харата, Корсука, Ишин. Мука получалась отменная.

 

До 1968-1969 года работала в деревне начальная школа (четырехклассная). Она была расположена в доме начальника ручной пилорамы Винникова. Дом у него был богатый большой. Потом этот дом и был перевезен в деревню. А мельница Винникова располагалась недалеко от деревни Выселки Октября. Теперь и местность так называется Винниково, то есть именем этого человека. Заготавливали лес, сплавляли его по реке в Харат, из него строили. Так была выстроена мельница, что стоит при въезде в село Харат.

Мы беседовали со многими учениками, которые учились в свое время в деревне Выселки Октября. Сейчас этим последним ученикам по 60-70 лет. Но они до сих пор помнят и называют своих первых учителей. Из воспоминаний Толстиковой Любовь Степановны, 1951 года рождения, семья которой проживала в деревне Выселки Октября с 1951 по 1970 год: «Учились мы в школе каждый день. Чтобы натопить дом сами готовили дрова. Учителя были приезжие. Очень хорошо помню добрую, отзывчивую Галину Львовну Хашноеву, Петра Ильича. В этой школе начинала свою педагогическую деятельность один из старейших учителей школы Скарюкина Александра Ефремовна». Потом  в 1968 - 1969 годах школу закрыли, и ребята  поехали учиться в деревню Верхний Кукут и в село Харат. Это закон жизни – закрыли школу, и деревня стала распадаться. Еще раньше в 1962-1963 году стали выезжать семьи в Харат, где была семилетняя школа. Первыми поехала семья Мясниковых. Через год семья Соболевых, Волковых выехали в Харат. Семья Ревякиных выехала в Усть-Орду. Семья Макаровых уехала в Иркутск. 1962-1963 старожилы называют годом начала распада деревни Выселки Октября. Последним выезжал Гусев Николай Константинович, сейчас в деревне остался его один дом.

Волкова Любовь Михайловна родилась в этой деревне, она вспоминает: «Деревня жила полной жизнью. Был конный двор, скотный двор. Был клуб для молодежи. Его построили уже в советское время. Помню, как привозили в деревню кино крутить, собиралась вся деревня. Хорошо помню даже киномеханика Сосновского Иннокентия Григорьевича. Все его ждали. После кино устраивались танцы».

 

Мясников Сергей Иннокентьевич тоже родился в деревне Выселки Октября. Он рассказывает: «В нашей деревне был ларек, где продавались предметы первой необходимости. Потом мужики выстроили специально дом-магазин, где работала моя мать Мясникова Галина Георгиевна».

   

Вокина Валентина Степановна, уроженка этой деревни, рассказала о том, как во время Великой Отечественной Войны они, дети, готовили сухие березовые чурочки длиной 20 см. для газогенераторного трактора. Эти чурочки засыпали в бункер трактора, поджигали и трактор двигался. Ей приходилось возить чурочки на быках в поле до тракторов, которые убирали хлеб. У всех этих людей в паспортах в графе место рождения указана деревня Выселки Октября.

Также нас интересовала ономастика, так как у многих деревенских жителей есть прозвища, были они и у жителей деревни Выселки Октября. Всех Мясниковых называли Бодановыми, по прозвищу самого старого из рода Мясникова Ивана Гавриловича. Макаровых звали Булынины , по прозвищу зачинателя рода.

Мы встретились и с жителем деревни Выселки Октября Волковым Анатолием Филипповичем, 1940 года рождения.

Его семья жила в этой деревне с 1941 по 1966 год, дети пошли в школу и они выехали в Харат. Сам он учился в школе Выселок Октября с 1947 по 1951 год. Его первый учитель Макаров Ефим Сергеевич, ставший впоследствии директором Харатской школы. С 15-ти лет приходилось работать: возил сено, солому, работал на конной косилке, работал на ферме. Здесь женился, здесь родились трое моих детей, отсюда пошел в армию в 1959 году. Ездил учиться на механизатора в Усть-Орду. Работал на тракторе ДТ-54, обрабатывал землю, возил корм».

Жила в этой деревне семья Соболевых, по рассказам местных старожилов, которая вырастила и воспитала сына Соболева Романа Николаевича, замечательного человека.

   

Он получил высшее образование – в 1972 году окончил зоотехнический факультет Иркутского сельскохозяйственного института. В 1975 году – ВКШ КГБ при СМ СССР имени Ф. Э. Дзержинского факультет подготовки оперативного состава № 8 город Москва. В 1982 году – высшие курсы КГБ СССР в городе Киеве. Также окончил университет марксизма – ленинизма в г. Чите. Стажировался в Москве. В 1997 году учился в межведомственном специальном учебном центре Минатома РФ в г. Обнинске. В 2002 году прошел обучение и получил сертификат Сибирского института повышения квалификации по программе «Общие вопросы обеспечения радиационной безопасности». 1975 -1987 г.г. оперуполномоченный, зам. Начальника отделения, начальник отделения Управления КГБ СССР по Читинской области. С 2003 по 2005 год - начальник службы безопасности ООО «Океан», г. Чита.

А вот материал о деревне Нижний Кукут. После распада деревни многие семьи выехали в Харат: Просекины (Батуевские), Просекины (Абакумовские), Рудых. Артомоновы выехали в деревню Верхний Кукут. Шаньгины уехали в город Иркутск. И остался от деревни пустырь.

Мы берем интервью у старожила села Просекиной Евгении Васильевны, 1934 года рождения. С 1953 по 1970 год ее семья жила в деревне Нижний Кукут, в 1970 выехали в Харат. Выехали, потому что была закрыта начальная школа, а детям надо было учиться. Это были 60-е годы. В это же время был закрыт и магазин.  Жить было не возможно, вот и уехали. Наш дом был продан в Усть-Орду. В деревне была одна улица и называлась Колхозная. Домов примерно 82-85 располагалось на этой улице и жило примерно 1000 человек. В деревне была большая колхозная ферма. Здесь сначала я работала дояркой. Работали вручную, было тяжело. Потом я работала уборщицей в школе. Скота пасли, занимались полеводством. Обрабатывали землю, собирали урожай, вспахивали под зябь, заготавливали сено на зиму, чтобы прокормить колхозных коров. Мужики работали в поле и на ферме, а женщины доярками».

А вот мы в доме Рудых Тамары Феодосьевны, 1940 года рождения. Узнаем, что ее семья тоже жила в Нижнем Кукуте с 1953 по 1977 год. Уехали в Харат уже не первые, так как нужно было учиться детям. Их в семье было пятеро, и все они родились в этой деревне. Пока были маленькие, проблем не было. Ходили в детский сад. В деревне был детский садик, взрослых всех угонят на работу в поле, на сенокос, а детей в детский садик. Клуб был для молодежи, привозили кино, устраивали танцы. Для всей деревни был праздник».

Интересно о своей жизни в деревне Нижний Кукут рассказал нам ее житель Артомонов Константин Трофимович.

 

   

Сам он родился здесь в 1942 году и все его трое детей родились здесь же. «Моя семья жила в деревне Нижний Кукут с 1942 по 1967 год. А потом в этом году уехали в деревню Верхний Кукут. Основная причина – закрыли начальную школу, магазин, а без этого не проживешь. Вот и стали люди потихоньку разъезжаться. Чем занимались? Занимались животноводством: женщины работали доярками, а мужчины – трактористами механизаторами. Каждая семья держала коров, овец, кур. Помню, была в деревне своя пасека, качали мед. 140 семей жило в деревне. Клуб был. Сейчас это здание клуба в деревне Шохтой, его перевезли туда. Школа была большая, деревянная и учеников было много.

     

Учились до 4-х классов, потом продолжали учебу в Харатской семилетней школе. Как сейчас помню учителей, которые нас учили: Челобаев Виктор Иванович (мой первый учитель), Рудых Анна Иннокентьевна. Виктор Иванович после уроков водил нас на луг за деревню, там мы играли в городки, которые он делал сам, в лапту. Любили мы эти наши детские игры» - поделился своими воспоминаниями Константин Трофимович. Также он рассказал нам, что в деревне Нижний Кукут был колхоз, который назывался «Сибирский таежник», потом он слился с большим колхозом имени Ворошилова. Коммуну в Нижнем Кукуте организовали где-то примерно в 1929 году, и носила она имя Ворошилова, поэтому и местность до сих пор называется Ворошиловка. В нашей деревне была своя мельница – располагалась она за крутым спуском к Нижнекукутскому лугу.

Он приносит и показывает нам старинные пожелтевшие фотографии, на которых жители деревни Нижний Кукут, школа и учителя, фотографию своей матери Марии Егоровны, его родных. Дарит их нам в музей.

Мы обращаемся к нему с вопросом, помнит ли он кого-нибудь из жителей деревни по прозвищу? Были ли у людей прозвища? На что он говорит: «Да, это всегда было в деревнях, потому, что было много однофамильцев. Как их различить, только по прозвищу. Спросишь по фамилии – не знают, а по прозвищу сразу поймешь, о ком идет речь. Жили Просекины (Абакумовские) и Просекины (Батуевские) по прозвищу зачинателя рода бурята Батуя.

Помню, жил Иван Матвеевич Просекин, он всегда говорил о своей нищете, поэтому люди так и прозвали его «Нужда». Ивана Михайловича Просекина звали «Курмушка», потому что вместо слово фуфайка он всегда говорил «Курмушка».

 

 

Работая над этим собранным материалом, мы сделали следующие выводы:

  • Школа в деревне, в селе – главный центр жизни. Закрыли школу – деревня исчезла;
  • Важное звено в жизни сельского человека – земля, она его кормит, растит;
  • Человеку дорога та земля, где он родился, жил, живет, пусть теперь ее нет, не обозначена она на карте, но она живет в памяти людей, которые когда-то жили и трудились на ней. Так уж устроена человеческая память – не забывать пережитое;
  • Заниматься историческим краеведением увлекательно, узнавать о топонимике, ономастике.

.

Список литературы

1. Архивные данные Администрации с.Харат.

2.Биографицеские справки, встречи и интервью  жителей вымерших деревень.

3.История Усть-Ордынского Бурятского Автономного округа.-М.:Мысль 1989.-492с.

 

Сегодня в музее
Поиск
Архив записей
Органы управления
  • Администрация Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области
  • Министерство культуры и архивов Иркутской области
  • Правительство Иркутской области
  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Иркутское Профобъединение
  • Наши партнеры
  • ОГБУК "Усть-Ордынский национальный Центр народного творчества>
  • ОГБУК "Государственный ансамбль песни и танца "Степные напевы">
  • ОГБУК "Усть-Ордынский национальный центр художественных народных промыслов">
  • ОГБУК "Национальная библиотека им.Хангалова"
  • ОГБУК "ККЗ Эрдэм"
  • МБУК"Краеведческий музей Аларского района"
  • Сетевое издание "ОрдаИнфо
  • Мы в Контакте
  • Мы в Госкаталоге Музейного фонда РФ