Пятница, 30.09.2022, 08:47
Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа Областное государственное бюджетное учреждение культуры
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика
Форма входа
Яндекс.Погода

Введение

Все начинается с детства. С места, в котором мы родились. Поэтому так важно знать историю своего села. Эти истории неразрывно связаны с нашим детством. Улицы, по которым мы ходили все свое детство; дома, которые видели намного больше, чем мы; школы и парки, которые создавались великими усилиями наших предков. Все это неразрывно связано с нами и с нашим будущим. Почему люди пришли на это место? Чем руководствовались в своей жизни? И почему, по прошествии многих лет, люди все также живут здесь? Все это стало для меня ориентиром в создании исследовательской работы.

Перед тем как приступить к работе, я опросила местных жителей. Они с удовольствием помогли мне в этом. Поэтому мне вдвойне было приятно создавать эту работу, живя здесь, открывать по-новому свое село. Поэтому, я думаю, даже людям, не живущим в этом месте, будет интересно узнать об увлекательной истории происхождения села Закулей.

 

Цель исследовательской работы: изучить историю происхождения села Закулей. Цель определяет постановку задач:

1. Поиск необходимой информации об истории происхождения села Закулей.

2. Проанализировать и составить хронологию важных событий в истории;

3. Вызвать интерес к истории происхождения села Закулей

Объект исследования: село Закулей

Предмет исследования: история села Закулей

В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: Если мы проведем обзор и анализ информации об истории происхождения села Закулей, то выясним ответы на многие волнующие нас вопросы.

Основные сведения

Село Закулей находится в Нукутском районе Иркутской области. Является центром муниципального образования «Закулей». Село расположено в 34 км от районного центра Новонукутский, на высоте 440 м над уровнем моря, на холмистой местности.

Не известно точно, когда образовалось село. По словам Владимира Матвеевича Жербанова деревня находилась на этом же месте, но с наступлением лета жители переезжали к берегам Унги, оставив свои дома. В связи с подтоплением тех участков, они навсегда перебрались сюда.

Название села Закулей произошло от слова «зухэли», которое означает шкуру жертвенного животного с головой и ногами, повешенную на длинный березовый шест. По дошедшим до нас преданиям, село находится на месте жертвоприношений. Поэтому село славится своими шаманами.

Но кроме шаманов, Закулей славится своими сказителями, фольклористами, учеными, академиками. Среди них Яков и Николай Болдоновы, М.Н. Хангалов, Папа Тушемилов, Арнольд Тулохонов. Поэтому люди в Закулее знают так много легенд и преданий. У многих местностей есть связанная с ними легенда, дающая полную характеристику об обывателях этой местности.

Закулей в советские годы

Первоначально село состояло из нескольких бурятских улусов, т.е. семи родов: Огдоонтон, Барлагтан, Тиглаатан, Мотойтон, Донойтон, Худартан, Малсатан, располагавшихся в 2-3 километрах друг от друга. В летний период люди кочевали поближе к берегам Унги. А в зимнее время уходили в местность, где мы сейчас живем, на зимовье. В 1899 году здесь была открыта Закулейская школа. По словам старожилов, братья Хангаловы изначально вместо школы хотели построить мельницу. Но Матвей переубедил и построили школу. Новую школу в 1964г. по мнению шаманов, нельзя было строить у подножия Красной горы. Все потому, что хозяин этой горы мог рассердиться и навредить людям. Однако ничего страшного в школе не происходило. И по сей день школа наша функционирует.

После строительства школы и под натиском коллективизации, улусы начали объединяться. Из-за строительства Братской ГЭС и подтопления реки Унги полностью они объединились в 1929 году, когда в селе была организована коммуна «Коминтерн». Вскоре после этого, в 1931 году, была реорганизована в сельхозартель «Красный Закулей». Не вошедшие в коммуну были раскулачены и осуждены к высылке в Туруханский край или к тюремным срокам по статье 58 УК. В 1933 году в селе был организован колхоз имени Разумова, первого секретаря иркутского областного комитета партии, позже переименованный в «Унгинский скотовод». По рассказам старожилов, раскулаченный Монсроохон спрятал своё золото, которое до сих пор не нашли.

В селе развивалось коневодство, молочное скотоводство, овцеводство. В этот период там функционировал родильный дом. С 1967 года совхоз стал называться имени Ербанова. В эти годы хорошо развивалась овцеводческая отрасль, была своя птицеферма, свиноферма, конный двор, два зерносклада, гаражи. Было второе отделение – Бурятский Мельхитуй. В те годы для села - это был пик развития.

По словам моей бабушки, Шайхутдиновой Тагзимы Фарзиевны, она родилась в деревне Урум Ширма Тюлячинского района в Татарстане. Когда она приехала сюда в Закулей в 1959 году по программе переселенцев, в селе еще ничего не было. Они жили на ферме и там же работали. Буквально через некоторое время им построили дом, в котором мы до сих пор живем. Здесь же она познакомилась с моим дедушкой Шайхутдиновым Шамилем Хадыевичем, который также принимал участие в поднятии целины. На ее глазах происходило становление села. Общими усилиями они строили клуб. Долгое время работала в совхозе. Была лучшей стригальщицей овец. Затем проработала почти 40 лет в

местной амбулатории. За долгие годы, прожитые в другой местности и культуре, моя бабушка говорит на трех языках- татарском, русском и бурятском.

Масштабы развития по ее словам были огромны. Только в Закулее в год по средним меркам держали до 13 тысяч овец, а в летнее время поголовье составляло около 22 тысяч голов. Шерсть стригли, обрабатывали. На машинах отправляли в Улан-Удэнский тонкосуконный комбинат. Молоко коров отправлялось на Тангутский маслозавод, мясо поставляли на мясокомбинаты Иркутска и Усолья Сибирского. В хозяйстве имелось около 500 дойных коров, 1500 голов молодняка, 16 тысяч посевных площадей. Позже в селе построили свой молокозавод. В здании старой школы открыли шикарный музей.

В военные годы из Закулея было отправлено огромное количество коней и верблюдов. Известный скотовод Р.Ж. Имегенов, Герой Социалистического труда, смог отправить огромное количество лошадей, при этом сохранив поголовье коней в первоначальном количестве. Старожилы помнят, когда забивали скот для фронта, на всю деревню доносился плач верблюдов. Они плакали как маленькие дети.

Активно возводились культурные объекты, строились дороги, стадионы, парки.

Но в уже в 90-х годах, из-за развала Советского Союза, наше село начало разваливаться по кускам. Начали сдавать скот, продавать оборудование. Посевные площади сокращались. Из-за отсутствия хорошего руководителя, село пришло в запустение.

Закулей в наше время

Сейчас в Закулее функционируют: администрация села, сельский клуб, средняя общеобразовательная школа, детский сад «Хараасгай», что в переводе означает «ласточка», почта и ФАП. Люди здесь не боятся труда и привыкли опираться только на себя. Поэтому у каждого есть свое подсобное хозяйство.

Отсутствие работы привело к тому, что почти вся молодежь старается уехать из деревни. С каждым годом ощущается нехватка молодого поколения. Все больше и больше появляются пустые дома на улицах.

Не так давно по методу народной инициативы в нашем селе была воздвигнута первая в районе борцовская юрта. Инициаторами создания были наши земляки Матханов И. и Архинчеев П. Г., решение было принято для развития национального и всеми любимого вида спорта - борьбы. Также недавно была построена спортивная многофункциональная площадка.

Люди на селе стараются не сидеть на месте. Каждый год проводится праздник Сур-Харбан, частые соревнования внутри школы, села. Ученики становятся победителями многих олимпиад и конкурсов. Также в постоянном движении находится спорт. В Закулее очень любят национальную борьбу, волейбол и футбол. Наши сборные этих видов спорта всегда занимают призовые места. Гергенов Юлиан стал мастером спорта международного класса по

И даже хоть есть отток среди молодежи, взрослое поколение твердо засело в корнях этого села. Они остаются здесь потому, что не представляют жизни без Закулея. Своими взглядами и суждениями всегда стараются повлиять на молодежь, чтоб они не забывали свои корни, возвращались в родные места, чтили свое село и его традиции. Вот и я по окончании школы планирую поступить в госуниверситет и вернуться домой, чтоб преподавать в родной школе.

Топонимика названий местностей

В нашем селе у каждой местности есть свое название, которому прикреплено немалое значение. Так, например, есть две версии происхождения названия местности Ункей. С бурятского «унхээ» означает «вонючий». Первая говорит о том, что раньше там был колодец, вода, которого пахла сероводородом, и все говорили: «Фу! Унхээ!». Вторая версия рассказывает о том, что один заезжий парень решил жениться на местной девушке. Закулейские парни не захотели ее отдавать и измазали стремена и сбрую коня человеческими экскрементами. Парень сел на жеребца, поскакал и стал кричать: «Унхээ!» Так и уехал без невесты.

Еще одна местность называется Ургутуй, по бурятски «ургата», что переводится как «место, где растут подснежники». Здесь появляются самые первые подснежники, которые произрастают в большом количестве.

Места Тархай и Мансатан получили названия от имен богачей, которые держали свой многочисленный скот в этих местах.

Недалеко от села есть лиственничная гора. Вековые старые деревья являются свидетелями многих событий, и поэтому принято считать, что там нельзя ходить и пилить лес. По рассказам жителей,один человек в годы войны срубил там дерево и спустя совсем короткое время заболел и умер.

Есть местность Огдоонтон. К сожалению, нет дословного перевода. Название местности образовано от имени родоначальника рода Огдон. Один из родов, который объединился вместе с другими, при создании села.

Также есть местность Аэродром. Когда функционировал совхоз, в этой местности было место для посадки самолётов-кукурузников, с помощью которых обрабатывались окрестные поля. Сейчас каждый год там школа проводит день Здоровья. Администрация школы вывозит школьников на свежий воздух.

На Западном склоне Суг-горы есть дерево шамана. Там когда-то давно висел гроб известного шамана, из-за этого место стало сакральным, так как в этом месте приносили жертвоприношения. Вокруг Закулея находится немало гор, и каждая из них хранит легенду.

Некоторые улицы носят названия, которые придумал народ. Например, улицу Юбилейную называют улицей Томатной. Всё потому, что когда действовал сухой закон, некоторые жители на этой улице перегоняли самогон из помидоров. И еще одно очень комичное название носила улица Хангалова, в народе Китайская. Всё потому, что раньше по этой улице жило очень много детей.

Заключение

История моего села очень увлекательна. Чего стоят одни лишь истории и легенды. Я достигла поставленной цели. Пообщавшись со многими людьми, с моими родителями, учителями, бабушкой, старожилами я наладила с ними ту нить связи, которая должна быть у людей, которые любят свое село. Поиск информации сблизил меня с жителями моего села. А воспоминания о прошедшем оживили приятные воспоминания в их жизни. Им было очень приятно, что в такое время молодежь все еще интересуется историей своего села. Весь этот увлекательный процесс благотворно влияет на мою личность и на мое окружение.

Информации в интернете не так много, как кажется на первый взгляд. Большинство историй были из разговоров и воспоминаний жителей села. Но в целом, работа вышла достойной. Надеюсь, многим будет интересно узнать что-то о моем селе. А для других, это будет повторением уже знакомых фактов. Всегда нужно освежать память.

И, конечно же, хотелось, чтобы мое село не стояло на месте, а постоянно развивалось. Отток молодежи не был таким большим. Чтобы люди понимали, значение слова «дом», «родная земля».

Еще можно посмотреть прекрасное видео, сделанное с квадрокоптера: https://yandex.ru/video/touch/search/?filmId=17274260999743599342&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%2F1150051619170&text=Закулей. Нукутский район Иркутской области.&path=sharelink

 

Источники информации 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B9 2. http://baikal-info.ru/zakuley-po-sledam-legend-i-starinnyh-obryadov 3. https://vk.com/anonim.zakuley

4. Балдаев С.П. «Родословные предания и легенды бурят». Улан – Удэ: издательство Нова Принт, 2019 – 720с . С 175

5. Газета « Свет Октября»

6. Опрос старожил в лице Жербанова В.М., Шайхутдиновой Т.Ф, Болотовых Э.Н. и Н.П.

Сегодня в музее
Поиск
Архив записей
Органы управления
  • Администрация Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области
  • Министерство культуры и архивов Иркутской области
  • Правительство Иркутской области
  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Иркутское Профобъединение
  • Наши партнеры
  • ОГБУК "Усть-Ордынский национальный Центр народного творчества>
  • ОГБУК "Государственный ансамбль песни и танца "Степные напевы">
  • ОГБУК "Усть-Ордынский национальный центр художественных народных промыслов">
  • ОГБУК "Национальная библиотека им.Хангалова"
  • ОГБУК "ККЗ Эрдэм"
  • МБУК"Краеведческий музей Аларского района"
  • Сетевое издание "ОрдаИнфо
  • Мы в Контакте
  • Мы в Госкаталоге Музейного фонда РФ