Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Обряд захоронения последа (Тоонтолхо)

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
19.05.2024 Просмотров: 195

#традицииобычаибурят
Обряд захоронения последа – обряд Тоонтолхо (или тоонто мантаха)
По поверьям бурят, захоронение последа имело большое значение для жизни ребенка. Послед считался частью, душой ребенка, и жизнь новорожденного зависела от того, какие предосторожности предпринимались относительно последа.
По верованиям бурят – шаманистов, чтобы сохранить жизнь новорожденного, следовало всячески уберечь послед от злых духов. Аналогичное поверье существовало и у бурят – ламаистов: с последом связана жизнь ребенка (человека) и поэтому необходимо уберечь послед от собак и других зверей, от коварства недругов, чтобы никто его не осквернял, иначе жизнь ребенка будет недолгой.
Б.Э. Петри оставил интересное описание этого обряда у кудинских бурят . По его материалам, на обряде захоронения последа присутствовали только женщины, а все мужчины временно удалялись из юрты (в некоторых случаях исключения делали для бездетного мужчины, который приходил на этот обряд вместе с женой, и их участие в этом обряде имело особый магический смысл, т.е. сулило “избавление” от бездетности). Обряд исполняли лишь избранные пожилые женщины, число которых должно быть 3, 5 или 7 (эти числа у всех монголоязычных народов считались священными). Все остальные женщины, в том числе и повивальная бабка, отходили в сторону. В северо-западной части юрты за очагом (хоймор) поднималась половица и роженица клала на землю серебряную монету. На этом месте исполняющие обряд старухи копали ямку, на ее дно стлали войлок, на который клали шерсть, затем зерна, на них – правую заднюю бабку ноги овцы и на все это сверху клали послед; затем ямку засыпали. После этого варили саламат. Над ямкой разжигали огонь, вокруг которого садились исполняющие обряд старухи и роженица. Чашка с саламатом передавалась трижды по кругу, и каждая из женщин бросала кусочки саламата на ямку (видимо, на огонь), а также ела его. На этом обряд заканчивался и половица закрывалась.
Этот обряд, по описанию Б.Э. Петри, обставлялся большой таинственностью, все подробности его отправления хранились в тайнах семейной жизни из суеверного страха перед духами. По всей вероятности этим объясняется небольшое количество зафиксированных словесных текстов, отразивших эту часть ритуала. Но, судя по действиям женщин, проводивших этот обряд, можно предположить, что он сопровождался простыми лаконичными формулами, призванными уберечь послед, а значит оградить ребенка от посягательства злых сил. После завершения обряда начиналось угощение присутствующих, на котором произносились благопожелания в адрес новорожденного, ведь с захоронением последа ничто не должно было беспокоить ребенка, и он будет спокойно расти, радуя своих родителей.

 


Теги материала:

#традицииобычаибурят