Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Имена в истории округа. Егоров Баир.

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
29.03.2024 Просмотров: 295

Егоров Баир (Ефрем) Мондронович

танцовщик, театральный деятель, народный артист РСФСР

Родился Баир Мондоронович (Ефрем) Егоров 15 августа 1934 года в селе Тургун Буровского сельсовета Эхирит-Булагатского района  Любовь к танцу проявилась у Баира с детских лет. Его мать рано умерла, он рос в семье старшего брата. После 7-летней школы поехал в Улан-Удэ.

В 17 лет поступил в балетную студию Бурятского театра оперы и балета в Улан-Удэ. Танцевал в кордебалете театра.

 

 В балетной студии при театре оперы и балета его первым наставником был Михаил Сергеевич Арсеньев, балетмейстер, педагог и замечательный классический танцовщик, который начинал свою карьеру в Большом театре СССР. В 1951 году Баир Егоров связал свою судьбу, творческую и жизненную, с ансамблем песни и танца "Байкал". Сорок лет в одном коллективе, без которого он не мыслил своей жизни.

 Совсем юным, семнадцатилетним, пришел он в искусство. Но сразу в кордебалете заметили его незаурядные способности. Шло время, творчески рос и Баир Егоров. Ярко самобытный, темпераментный солист ансамбля вместе с великолепной бурятской танцовщицей Оюун Тумуровой создал целую галерею сценических образов, станцевал десятки самых разнообразных танцев. Появлялись новые, интересные и увлекательные сценические картины. Стремительные "Наездники" и "Арканщик", полный обаяния "Башкирский танец", темпераментный "Бразильский" и таинственный, самый любимый танец-долгожитель артиста-солиста Баира Егорова - "Индийский". Среди многих его танцев есть еще один, который стал в его творчестве этапным произведением - это калмыцкий народный "Чечердык". Надо было видеть этот танец в его исполнении - полет, огонь и задор ярко проявились в этом глубоко национальном произведении. С этим танцем он выступал на многих сценах театров и концертных залов Москвы и Ленинграда, Минска и Сочи, Ташкента и Владивостока. Поклонники таланта Баира Егорова помнят его монгольские, эвенкийские, русские танцы и такие, как "Олень" Д.Аюшеева, "Танец радости" Б.Ямпилова, "Любовь в степи" Б.Цырендашиева, "Баяр" С.Ряузова.

 В 1984 году Баир Егоров стал директором и художественным руководителем ансамбля "Байкал". Баир Мондоронович был удивительно молод, хотя ему было в то время далеко за пятьдесят. Он нисколько не отличался от тех ребят, с которыми ежедневно работал в танцевальном классе. Как и они, был энергичным, подтянутым.

 И еще одна черта выделяла его. Это скромность. И это при том, что он был удостоен почетного звания "Народный артист РСФСР", несмотря на орден Трудового Красного Знамени, который украшал его грудь.

Многие, кто был хорошо знаком с Баиром Егоровым, отмечали, что стоит кому-то заговорить о его творчестве, о его личном вкладе в развитие "Байкала", как он сводил разговор к проблемам коллектива, к рассказу об участниках ансамбля, о своих учениках, о перспективной молодежи, пришедшей в ансамбль, о тех успехах, которые делали Марина Рыгзенова и Светлана Батодоржиева, Татьяна Мантатова и Мунко Базаргуруев. Он знал сильные и слабые стороны каждого артиста, их характеры, их способности, их нужды. Он знал, кому нужны доброе слово и отеческая поддержка, а кого надо строго пожурить. Именно таким и должен быть настоящий руководитель.

Баир Егоров редко бывал дома. Гастрольные пути возглавляемого им коллектива пролегли во все концы страны. Украина и Молдавия, БАМ и Гусиноозерская ГРЭС, Средняя Азия и Урал и, конечно, много-численные зарубежные поездки.

 Одной из самых интересных гастролей была поездка по странам Юго-Восточной Азии. В 1968 году Баир Егоров с Оюун Тумуровой побывали во многих городах Пакистана, Таиланда, Камбоджи, Шри-Ланки, Малайзии.

 Много гастролировал по Индии.

 С большим интересом принимали его выступления в Швеции. Вот как вспоминал Баир Мондоронович Егоров: "Я выходил на сцену с танцами "Бурятский" и "Калмыцкий" и переживал, как меня поймут, примут ли, но тревоги были напрасны. Язык нашего танца оказался понятен и не требовал "дословного перевода".

 Много впечатлений привез Баир Егоров из гастролей по Японии, Чехословакии, Монголии.

 Заслуги ведущего солиста балета, его многолетний и плодотворный труд на ниве развития бурятского хореографического искусства были отмечены правительством: "Заслуженный артист Бурятии" (1956 г.), "Заслуженный артист России" (1963г.), орден Трудового Красного Знамени (1959 г.) К тому же Баир Егоров был обладателем двух престижных дипломов - за исполнение сольных номеров на Всесоюзном фестивале театров и музыкальных коллективов в 1957 году и на Всероссийском конкурсе артистов эстрады в 1960-м.

 И, конечно, дорога к высотам мастерства была усеяна не только розами. Все это требовало большого напряжения сил, трудолюбия, полной самоотдачи любимому делу. Он остался в памяти коллег, друзей как человек скромный, с большим тактом и уважением к людям, умевший ценить свое и чужое время. До последних дней своей жизни он остался преданным бурятскому национальному искусству.