Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Имена в истории округа. Атутов Петр.

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
27.04.2024 Просмотров: 360

Атутов Петр Родионович

теоретик педагогического образования, доктор педагогических наук, действительный член АПН СССР, действительный член РАО, академик Международной академии технического образования.

Атутов Петр Родионович родился 12 июля 1921 года в селе Хохорск Боханского района. После смерти родителей осенью 1927 года переехал в Улан-Удэ. Учился в Хоринской средней школе. В 1939 году поступил в Московский институт стали и сплавов.
Участвовал в Великой отечественной войне, в боях за Москву. После ранения был комиссован, работал школьным учителем в Бурятии.
Окончил в 1945 году физико-математический факультет Бурятского государственного педагогического института им. Д. Банзарова. Работал директором Кижингинской средней школы (1945-1950), заведующим кабинетом методики преподавания физики и математики Бурятского Института усовершенствования учителей (1950-1954).В 1956 году окончил аспирантуру НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР. С 1956 - сотрудник Академии педагогических наук РСФСР. Младший, затем старший научный сотрудник кафедры теории и истории педагогики (1956-1966, 1966-1973). 
В 1970 году защитил докторскую диссертацию. Заместитель директора НИИ общей педагогики (1973-1982). 

Им разработана концепция функциональной природы политехнических знаний, оказавшая влияние на теорию и практику политехнического образования в последние десятилетия. В русле данной концепции, ставшей не только основополагающей теорией, но и практикой, было выполнено значительное количество педагогических исследований в 60–90-е гг., авторов которых можно отнести к представителям научной школы П.Р. Атутова.
Вторая группа проблем связана с отходом от технократической, «экстенсивной» идеологии развития общественного производства, с новым технологическим этапом научно-технического прогресса. Ученый считает, что необходимо методологическое осмысление путей реализации соответствующего технологического подхода к содержанию политехнического образования, обеспечения его социальной, экологической, экономической, эргономической насыщенности. Каждому человеку необходимо на основе научных знаний комплексно подходить к оценке результатов своей деятельности, выбору ее способов (включая материальные и интеллектуальные средства).Основополагающее место в такой деятельности человека занимает его научная подготовка. Она обеспечивается прежде всего усвоением общеобразовательных и специальных знаний. Этим объясняется то, что технология выступает парадигмой современного образования, т.е. целью, основной задачей является подготовка учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Однако они автоматически не обеспечивают рассматриваемую деятельность. Для этого нужны специальные знания, умения и средства технологического характера. Наиболее общие методы и средства этой деятельности необходимы каждому образованному человеку (наряду со знанием основ естественных и общественных наук). Указанные методы и средства могут стать содержанием учебного предмета «Технология», разработкой которого он занимается.
Усвоение содержания «Технологии» обеспечит учащимся возможность: творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества; мыслить системно, комплексно; самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности; непрерывно овладевать необходимыми новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.
Существующая система профессионального обучения, различные эксперименты, проводимые в этой области, а также анализ нового типа учебных заведений (лицей, колледж, высшая техническая школа и др.) убеждают, что упомянутые выше противоречия могут быть ликвидированы путем создания интегрированного и опережающего профессионального обучения одновременно с дальнейшим совершенствованием его структуры и содержания.
Известны труды П.Р. Атутова по проблемам методологии педагогической науки, дидактики, формирования научного мировоззрения школьников, истории педагогики, развития национальной школы и др.
Соч.: Учение и труд в школе. – М., 1962; Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. – М., 1986; Профессиональное самоопределение учащихся в процессе их политехнического образования. – М., 1995; Трудовая подготовка учащихся: прошлое, настоящее и будущее. – М., 1997; Дидактика технологического образования. Научн. ред., соавтор.– М., 1997.

В 1996 г. Правительство Республики Бурятия, учитывая выдающиеся научные достижения и вклад в образование, учредило премию им. Академика П. Р. Атутова.