Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Исследовательская работа «История моего села Байтог»

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
25.04.2024 Просмотров: 824

Кускенова Мария, ученица 10 класса МОУ "Байтогская СОШ." Эхирит-Булагатского района представляет  свою исследовательскую работу «История моего села Байтог», научный рук. Бальбурова М.Л.:

  1. Введение.

На уроке истории России была затронута тема истории родного края,
и  мне захотелось узнать, в связи с какими событиями она появилась, и для этого я провела свое исследование.        

Мне нужно было – научиться работать с дополнительной литературой, находить полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы.
Для поиска ответов я обратилась за помощью к толковому словарю, поговорила со старожилами, встретилась с работниками библиотеки, посетила краеведческий музей, и сайты Интернет, фотографировала, обратилась за помощью к учителю истории. Провела исследовательскую работу, восстанавливала события прошлого.
Основополагающие вопросы:

Как и почему появилось название Байтог?

Кто населял нашу местность в древности?

Кто основал Байтог?

 

Проблема: Как изучить историю деревни?

Цель исследования: собрать и изучить информацию об истории возникновения деревни Байтог, о знаменитых людях нашего края.

Задачи:

  • собрать, проанализировать историю образования Байтога.
  • пообщаться со старожилами деревни.
  • передать через различные средства информации знания о родном крае различной аудитории;

Деревня появилась  давно, и многие хотели бы узнать, когда именно она появилась, почему ее так назвали. В своей работе я попытаюсь рассказать о нёй все, что сама узнала.

 Названия окружают человека с самого рождения – в раннем детстве он узнает названия своей улицы, своего района, города, села. С возрастом кругозор расширяется, и человек оперирует все большим количеством названий и возникает желание узнать: что они означают? А поможет мне топонимика. Топонимика – наука, изучающая географические названия. Топоним Байтог вероятно тюркский и происходит от слов бай – «богатый», «большой» и таг – «гора» или от древнетюрксих слов бай – «священная» и тай – «гора».

Деревня Байтог – наша малая родина. Она  расположена на правом берегу реки Куды, при впадении в нее речки Мольки, в 48 км к северу-востоку от поселка Усть-Ордынский, и в 18 к юго-западу от центра сельского поселения – села Ахины. В нем 215 дворов,  проживает 415 человек (по данным последней переписи населения).

Актуальность темы очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша великая Родина

  1. Далекое прошлое нашего края.

   История села очень древняя, предполагается, что еще в эпоху палеолита наши края населяли люди, что было подтверждено археологическими раскопками проводимыми летом 2018 г. Иркутским национальным исследовательским техническим университетом в местности Апхай. Археологи занимались исследованием пяти городищ-святилищ в Кудинской долине. В одном из шурфов на стоянке «Улан-Байтог-3» был обнаружен фрагмент глиняного сосуда с узором-штамповкой в виде восьмилучевой звезды и элементами зубчатого орнамента. Ранее керамика с подобным декором не встречалась в байкальском регионе. Далее в ходе раскопок в районе села Байтог археологи обнаружили древние деревянные конструкции на вершине валов городищ-святилищ Яняшен и Турэсэ-Ундэр. Ученые предположили, что когда-то на этом месте могла быть изгородь. Теперь участникам экспедиции предстоит тщательно изучить угли, найденные в районе полевых работ. Специальный анализ позволит определить возраст конструкций.   Обнаруженные находки и их дальнейшее исследование, по мнению ученых, позволит создать детальную культурно-хронологическую схему истории развития района. Уточняя границы археологических памятников, проводя раскопки, археологи делают шаги к их сохранению.

На горе Байтог были обнаружены древние петроглифы. В книге «Шишкинские писаницы» академика А.П. Окладникова говорится: "Небольшая, но замечательная группа писаниц находится в Байтоге, что в 30 километрах от Усть-Орды". Книга издана в 1959 году, и примерно в то же время писаницы были уничтожены. Вандалы давно приглядывались к ним — то свое имя по соседству нацарапают, то нецензурщину. Но писаницы сохранялись до тех пор, пока Оренбургской ПМК, дислоцировавшейся в деревне Серафимовск, не потребовался строительный камень. Кроме того, на горе Байтог имеются писаницы, относящиеся к неолиту и курыканскому времени. К большому сожалению, писаницы в настоящее время практически не сохранились.

Житель Байтога – Боронов Вадим Александрович при вспашке огорода в 2016 году обнаружил ножны от боевой шашки. К сожалению, мы не смогли выяснить, к какому точно хронологическому периоду они относятся. Но это говорит о том, что наш край населяли с давних времен.

 

 

  1. Образование села

   Одна из легенд гласит, что основателем основных родов Байтогской земли был Бура. Бура был одним из семи сыновей богатыря Хадалая, имел много земель от Качуга до Эхирита и был умелым охотником. В поиске новых земель однажды он оказался неподалеку от горы Байтог и был очарован красотами местной природы.

   Матрена Хандыхановна Хантаева в 1990 году так записала это предание со слов старейшин: "Кругом горы, просторная долина, посередине течет речка Куда. Солнце закатывается. Бура вмиг выстрелил в изюбря, зажарил на вертелах, наелся, лег спать. Наступило утро. Бура любуется природой, наслаждаясь утренним воздухом. Вдруг на горе Усоохэй видит клубы дыма. Бура удивляется: кто мог ночью приехать и занять его земли? Седлает коня, берет лук и скачет по направлению к незваным гостям. Подъехал к войлочной юрте и стал кричать: "Как вы смеете без моего ведома жить на моей земле?" На крик вышли седовласые старик и старуха, стали просить и умолять, чтобы богатырь их не трогал, что им жить осталось недолго и приехали они из далека, спасаясь от преследований лам. Бура немного смягчился, понял, что перед ним шаманы и попросил совета о ниспослании детей, поскольку имел только одного сына. Старики посоветовали ему провести тайлган (жертвоприношение) хозяину горы Байтог, что Бура и сделал. Вскоре один за другим у него начали рождаться сыновья — всего восемь человек".

   Так гора Байтог стала священным местом для многих потомков Эхиритов. От старшего его сына Буры, Абхая, произошел Абхайский улус. Часть его потомков живут в Байтоге и Гаханах. Потомки второго сына Буры, Алага, поселились по соседству. Третьего сына Буры звали Ахайдаем, его наследники осели в Харанутском улусе, в верховье реки Куды. Потомки Хингаета, четвертого сына Буры, — в Хутском улусе, пятого, Хантая — в Обхойском улусе, недалеко от Байкала. Шестого сына Буры звали Минганом, и его дети поселились в улусе Минган Байтогский. Это поселение славилось богатыми скотоводами и мудрыми сказителями. От седьмого сына Буры, Гала, произошла часть Байтогского улуса, север которого заселили потомки Тиймэра, восьмого сына Буры.

 

 

  1. Знаменитые люди нашей деревни.

Наша малая родина знаменита не только своей историей, но и знаменитыми людьми, которые прославили нашу деревню и помогли ей. К ним относятся:

  5 докторов наук:

  • Онтоев Дмитрий Омокович - доктор  геолого-минералогических наук;
  • Никифоров Кузьма  Александрович -  доктор технических наук, академик, член – корреспондент РАН;
  • Хамеев Василий Максимович – доктор технических наук;
  • Багдуев  Роман Исаакович - доктор технических наук, изобретатель прибора ночного видения;
  • Бутуханов Анатолий Богомолович – доктор сельскохозяйственных наук.

15  кандидатов наук:

  • Хадалов Петр Иннокентьевич – кандидат философских наук;
  • Сыренова Дорида Семеновна – кандидат  технических наук;
  • Маркусеев Вячеслав Александрович – кандидат технических наук,
  • Николаева Ирина Савельевна - кандидат экономических наук и многие другие.

Выдающийся спортсмен:

  • Манжуев Вячеслав Николаевич – мастер спорта международного класса, поэт,писатель, член Союза писателей России;

Участники боевых действий:

  • Бахрунов Иван Ильич, младший сержант, награжден орденом Мужества (посмертно)
  • Мархаев Максим Владимирович, награжден орденами Мужества, "За офицерскую честь", медалями "За ратную доблесть", "За службу в спецназе", нагрудными знаками "За отличие в службе", "Участник боевых действий МВД". С 2007 года несет службу в г.Хабаровск
  • Хантаев Василий Харинаевич - Герой Советского союза, чье имя носит наша Байтогская школа. Его биографию и биографии всех знаменитых людей бережно хранят в музее нашей школы.

Это еще не все люди, родившиеся и прославившие Байтог. И я верю, что этот список выдающихся людей никогда не закончится.

 

  1. Байтог – сегодня.

   В настоящее время на территории нашего села находятся следующие социальные объекты: дом культуры, краеведческий музей, детский сад и школа. В колхозно-совхозные времена здешний совхоз «Байтогский», первым отделением которого были Ахины, слыл передовиком производства.

Наш Байтог все равно, что музей под открытым небом. В центре деревни находится основная ее достопримечательность — огромные дома с шикарной резьбой на наличниках. Ровно век назад эти старинные постройки принадлежали купцам, проживавшим в разных деревнях. В Байтог их перевезли для того, чтобы отдать под школу.

— Старики говорили, что в начале прошлого века в Байтоге была школа, но никаких архивных документов о ней не сохранилось, — рассказывает директор Байтогской школы Людмила  Георгиевна Ханхасаева, которая также живет в одном из бывших купеческих домов. — В 1924 году, по рассказам старожилов, со всей округи в Байтог начали свозить большие дома раскулаченных богачей из близлежащих деревень. Всего таких домов набралось шесть — все они и по сей день стоят рядом, в одном дворе, который сначала был школьным. В каждом особняке учились дети. Так было до 1942 года, пока в Байтоге не построили школу. В купеческих домах стали жить учителя.

 Летом 1983 г. произошел пожар, и с тех пор Байтогская школа расположена в д. Серафимовск. По инициативе директора Байтогской школы Борхонова Ивана Григорьевича  в январе 1995 г. школе было присвоено звание Героя Советского Союза Василия Харинаевича Хантаева, а 5 мая 1995 года в торжественной обстановке состоялись церемонии открытия бюста Героя Советского Союза В. Х. Хантаева и мемориальной доски на здании школы его имени.

Свидетельства более давней истории деревни Байтог и ее жителей можно найти в местном музее. В обычной небольшой квартирке дома, который принадлежал Байтогскому совхозу, хранятся орудия труда позапрошлого века; в оборудованной под юрту комнате можно увидеть кухонную утварь из серебра, старинные бумажные деньги и монеты, одежду женщин буровского рода, охотничьи принадлежности — от стрел с кораллом и настоящим оперением до кованого кинжала, которым, по преданию, байтогский мужик Богачев убил пять медведей. В других комнатах хранятся деревянные жбаны, из которых раньше пили тарасун, сундуки и даже вытесанная из дерева статуэтка известного в тех местах сказителя легенд Болхолжона Богомолова, который жил в Байтоге в прошлом веке.

Музей этот организовала больше 30 лет назад местная учительница Аграфена Багинова. Она со своими учениками ходила по домам и собирала старинные вещи. Потом уехала, передав этот музей в руки своей коллеги - Матрены Хандыхановны Хантаевой, учительнице родного языка. В то время музей располагался в уголке школы. Матрена Хандыхановна продолжила дело и открыла новый отдел, посвященный истории села и района. Так были найдены и записаны легенды разных родов, которые проживали на этой земле в незапамятные времена. В 1983 году старая школа сгорела, музейные экспонаты спасали всем селом. Теперь это школьный музей, расположившийся в одном из кабинетов нашей школы. В 2000 году музей перешел по наследству к дочери Матрены Хандыхановны — Людмиле Гергиевне Ханхасаевой, учителю родного языка и директору Байтогской средней школы.

 

Заключение.

Бережное отношение к своей старине, к своей истории делает человека более богатым душевно и мудрее. Поэтому необходимо хранить память и уважение к труду наших предков, их трудовым традициям, обычаям, уважение к ним. В наше время школьники плохо знают историю и культуру своего народа, родного края, страны. И с годами она может вообще забыться. Недаром говорят, что поколение без прошлого – это ничто. Поэтому больше внимания должно уделяться истории родного края, привития любви к нему.

Подведя итоги, можно сделать следующие выводы:

Исследовательская деятельность по изучению истории села предоставила мне возможность получить необходимые знания по истории родного края. Она способствовала развитию нашей индивидуальности, интеллекта, творческих способностей.

Я надеюсь, что эта работа поможет в дальнейшем духовно – нравственному воспитанию учащихся нашей школы, привитию патриотизма, любви к своему селу, народу, стране в целом.

Трудность работы заключалась в том, что все сведения имеют историческую давность, эти сведения разбросаны, а старожилов осталось единицы. Исследовательская деятельность по изучению истории села предоставила нам возможность получить необходимые знания по истории Родного края, я ознакомилась с историко-культурным наследием села, своей малой Родины.

 

Список использованной литературы.

    1. https://regnum.ru/news/innovatio/2484648.html
    2. Газета «Окружная правда».
    3. http://baik-info.ru/region/2006/18/002001.html
    4. А.П. Окладников «Шишкинские писаницы» / Иркутск, 1959 г.
    5. https://baitog.wixsite.com/baitog/--c1skv
    6. Криченивкер Е.М. Золотые Звезды воинов Бурятии. Улан-Удэ, 1968 г.