Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Продолжается прием заявок и докладов на "Этночтения-2022"

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
20.04.2024 Просмотров: 304

Багидаева Светлана, ученица 9 класса Хоготовской средней школы  Баяндаевского района прислала на " Этнографические чтения-2022", посвященные юбилею округа доклад "Мое любимое село":

                                                           Введение

    Краеведение это наука, которая занимается изучением  исторических наиболее ярких и малоизвестных исторических событий, отдельных памятников прошлого, изучением обычаев и традиции своего народа. Краеведение отражает внутренний духовный мир человека, делает его культурным, воспитанным, толерантным.

  Актуальность моей исследовательской работы: каждый обязан знать историю своего края. Это  важно, необходимо для подрастающего поколения. Каждый человек обязан знать своё происхождение, свои корни, историю.

 Цель моей работы: исследовать прошлое села, изучить, знать и сохранить изученный материал для  школьного музея,  для будущего поколения, сохранить для жителей, что является одним из главных направлений в моей  работе.  Человек с малых лет обязан знать историю своей малой Родины.

                                                        Задачи исследования:

1. Выявить происхождение названия села. Значение слова «Вешки».

2. Изучить методическую литературы по теме «История моего села»

3.Сбор, обработка и  систематизация краеведческого материала

4. Просвещение учащихся о селе, как почтово-ямской станции, использование исследовательского материала на классных часах, уроках истории, географии, участие в научно – практических конференциях этнокультурной направленности.

Гипотеза: выявить историю происхождения моего села, активизировать интерес к прошлому своего народа. 

    Посетив школьный музей, из литературы,  из бесед со старожилами,  я узнала, что село Хогот - старинное сибирское село, которое расположено на севере Усть-Ордынского Бурятского округа, входит в состав муниципального образования Баяндаевский район, находится в тридцати пяти километрах  от районного центра [1]. Село раскинулось вдоль великого Якутского тракта.  Село Хогот состоит из семи населённых пунктов, население составляет 1828 человек, в состав которого входят русские, буряты, татары, чуваши, азербайджанцы [2]. Село раскинулось вдоль великого Якутского тракта.

      Я выяснила, что существует несколько версий в названии села: оно образовано от слова «hогоон», что означает лосиное место. По второй версии, село образовано от слова «hогообори», это значит болотная трава.

 Меня заинтересовала третья версия: название села означает  «вешки, верстовые столбы» и в простонародье село называют «Уртоо». Мне стало интересно, почему вешки? Из Толкового словаря русского языка, я выяснила, что «вешками» назывались в России верстовые столбы.  А слова «верста» - древнерусская мера длины, впервые упоминается в документах 15 века. Путевая верста превышает один километр и равняется 1067 метрам. Первые верстовые столбы, отмечающие расстояние между городами, поселениями появились вдоль важнейших дорог России в 16 веке, которые и стали называться столбовыми. Распространение верстовых столбов началось со времён Петра 1,  повелевшего своим Указом ставить верстовые столбы крашеные и подписанные цифрами. А при Екатерине 2 появились каменные верстовые столбы из мрамора и гранита. Таким образом, полосатые столбы измеряли расстояние (вёрсты) на дорогах от одного населённого пункта до другого. Отсюда и произошло название верстовые столбы.

      Нет точной даты обоснования села, но старожилы утверждают, что оно было основано в конце 17 и в начале 18 века.  В это время происходило массовое переселение русского населения на территории Прибайкалья.  В то время, в селе Хогот, жили несколько семей бурят (10-12 семей), татар- 3-4 семьи. Было две улицы Трактовая и Набережная.  По мнению Рязановской М.Н., ветерана труда, первыми переселенцами были семьи Аргучинцевых, Огнёвых, Ивановых, Стерховых. Они перебрались сюда с Западной части России, которые и основали село. В 1906 году, после столыпинской реформы, прибыли много крестьян в Баяндаевский район. Такие села как Покровка, Шаманка обосновались вдоль Якутского тракта. Деревня Духовщина основана переселенцами из Смоленской области. Деревня названа прежним одноимённым названием Духовщина, ударение падает на «о». Первым здесь обосновался Иванькин Афанас Анисович, (1884 г.р.), с женой Матрёной вырастили и воспитали 7 детей.  Позже прибыли семьи Солдатовых, Никитенко, Романовых, Козловых.

  Романов Виктор Михайлович, потомок переселенцев, рассказывает: «Переселенцы это те же самые крестьяне, только среднего заработка люди, которые хотели и умели работать».  Его прадед из Смоленщины, вместе с другими ходоками прибыл в Сибирь в поисках лучшего местожительства. Когда они приехали сюда, была сплошная тайга на этом месте. Они стали корчевать лес, строить из кругляка дома. В Духовщине - одна единственная улица «Лесная». Она разделена на две части «Гора» и «Низ». Был образован колхоз «Большевик», затем объединили с совхозом «Хоготовский». В деревне функционировала начальная школа, клуб, лесопилка, магазин.

Из литературы я узнала, что в 1906 году прибыло несколько ссыльных литовцев и западных украинцев в Хогот. Среди них был Ян Анцевич Рукис, латыш по национальности, был сослан в Сибирь за участие в нелегальных рабочих конференциях. Был членом- социал – демократической партии Латвии, активным участником рижских кружков. Это было главной причиной его ссылки в Иркутскую губернию. Его и других социал-демократов этапировали в Качуг. Жизнь была очень трудной, не было средств существования. Поэтому, он начал работать кожевником в селе Тутура, после в Анге Качугского района, затем переехал в соседнее село Бирюльку.

   После революции, 1917 года, Ян Анцевич  прибыл в Хогот, женился на местной девушке. Начал педагогическую деятельность, был директором начального училища [3]. В 1920 году организовал школу второй ступени с педагогическим уклоном, был первым директором. После окончания училища студенты могли работать учителями в школа [5]. Ян Анцевич преподавал уроки немецкого языка, вёл кружок пения, изучал вместе с детьми историю. Учил грамоте местное население. В 2016 году была установлена мемориальная доска первому директору Хоготовской школы – Рукису Ян Анцевичу [7].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Кроме этого, я узнала, что  Хогот – почтовая станция по Якутскому тракту, который был заложен в 17 веке (1742 г.) и являлся основной магистралью, который связывал Иркутск с северными населёнными пунктами Иркутской губернии и с Якутским краем [8]. По Якутскому тракту осуществлялись перевозки грузов, почты, людей, до Качуга, до Верхоленска и дальше в летний период вводным путём по реке Лене до Якутска. Отсюда и образовалось название «Якутский тракт», который проходил через село [9].

     Я выяснила, что в 1782 году, по Указу государственного Почтового департамента, Ямские дворы стали называться почтовыми станциями. При образовании станций, Иркутским губернским архитектором Лукиным, был составлении план почтового дома вдоль тракта со всеми необходимыми дворовыми постройками для экипажей и их лошадей. Таким образом, первые срубы почтовых домов  были с русскими печами, с кухонным очагом, с деревянными полами  по Якутскому тракту. Почтовые станции  были построены в селе Ользоны, Баяндае, в Хоготе, а также они были в Хомутово, селах Оёк, Жердовка, в Усть-Орде (Харганай), в Манзурке и так далее до Якутска. Почтовые станции находились на расстоянии от 30 до 50 вёрст друг от друга. Такое расстояние было удобно для лошадей и ямщиков в плане отдыха. Например, расстояние от селения Ользоны до Баяндая составляло 30 вёрст, а с селения Баяндай до селения Хогот – 35 вёрст, от Хогота до Манзурки – 45. Ямщикам тогда предписывалось содержать почтовый дом в исправном состоянии, в чистоте, тепле. Приёмом и выдачей простых почтовых отправлений занимались станционные смотрители. Корреспонденция, которую перевозили, была двух видов: лёгкая и экстренная. К экстре - почте относились казённые пакеты, документы, деньги.

        Путники могли сменить лошадей, покушать, переночевать. На станции выдавались лошади согласно установленным нормам по предъявлению подорожной карты (это документ на право проезда). Например, если один человек, то запрягались две лошади, два человека-3 лошади, три - четыре лошади. Лошади должны быть готовы к почтовой езде, гоньбе дальше, на дугах привязывали колокольчики, чтобы издалека услышать их мелодичный перезвон, особенно морозным вечером. Иногда к дуге привязывали несколько колокольчиков, которые звучали по - разному и создавали приятную музыку. В народе эту музыку называли, и называют  «Ямская гармонь».

     В Хоготе, почтовая станция находилась по улице Трактовая, где установлен верстовой столб [8], который указывал расстояние до следующего населённого пункта. Со слов старожилов, здание почты принадлежало зажиточному крестьянину, богачу Стерхову. Дом был большой с резными наличниками на окнах. В одной половине можно было отдохнуть, а в другой находилась русская печь, где готовилась еда, стояли скамейки, столы, посуда. Здесь же у него были лавки, где продавались красивые платки, шали, пряники и товары первой необходимости: соль, сахар, спички. Существует легенда, что Стерховы прибыли из Пермской области, там они были на службе у русских купцов и промышленников Строгановых. В 1 – половине и середине 18 века Стерховы обосновались в Манзурской волости. В ревизских сказках 1762 года есть запись, что крестьянин Иван Степанович Стерхов около (1696-1760гг.), его брат Ефим Степанович около (1699 – 1762гг.), а также Клим  Феодулович около (1737 – после 1762 год ) жили со своими сыновьями. В 19 веке Стерховы жили на заимке Хоготовской волости Верхоленского уезда Иркутской губернии, находившейся в 158 верстах по Якутскому почтовому  тракту. В 1837 году в Хоготовской заимке было 7 дворов и проживало 22 души мужского пола и 26 – женского. В 1911 году насчитывалось уже 45 дворов и 198 жителей.  

  Рязановская Маина Николаевна, ветеран труда (1936г.р.) вспоминает: «Когда была маленькой ходила на почтовую станцию с мамой, чтобы посмотреть или что-то прикупить. Также здание нынешнего сельсовета, Райповский магазин принадлежали кулаку Стерхову». Позже Маина Николаевна долгое время работала почтальоном на почте, сейчас находится на заслуженном отдыхе. На почтовой станции в Хоготе работали братья Семёновы: Алексей, начальник почтовой станции и его брат Филипп. У Алексея были дочери – близняшки Любовь и Надежда. Затем дочери вышли замуж. Одна жила в Олонках, другая в Иркутске. Братья Семёновы перевозили почту в Баганты. 

      Также я выяснила,  что с 1860 года  почту по Якутскому тракту перевозили два раза в неделю. С 1890 года условия почтово-пассажирских перевозок по Якутскому тракту стали определяться особым документом -  «Кондициями на содержание казённых почтовых станций Приленского тракта». В 1865 году в почтовых – пассажирских перевозках от Иркутска до Верхоленска было занято 120 лошадей, в 1889 году – 150, 1907 году – 420., а с 1910 года их количество увеличилось до 800-1000 в год. Кроме больших грузов, перегоняли и большие партии скота в Якутск, а в Иркутск завозили пушнину, мамонтовую кость, кожу, конские волосы, соль и рыбу с севера.

  В начале 20 века стоимость провоза груза по Якутскому тракту летом составляла 60-70 копеек, а зимой 30-40. А пассажирский тариф от Иркутска до Качуга составлял от 63 до 95 копеек за перегон в одну сторону. В 1910 году стоимость версты пути от Иркутска до Качуга была установлена в размере трёх копеек.

     До октябрьской революции среди населения села были богатые и бедные. Бурятские нойёны, богачи занимались не только, земледелием, скотоводством, но и занимались предпринимательством, который приносил большой доход. Почтовая гоньба являлась для них одним из видов предпринимательства и приносила доход. Например, на каждую пару лошадей казна платила богачам по 1800 рублей, кроме прогонных денег, которые брали почтодержатели,  хозяева почтовых станций с проезжающих. Второй путь  предпринимательства это торговля, которая приносила огромные доходы.  Нойёны имели лавки во всех русских селениях и бурятских улусах. Например, тайша Верхоленского ведомства Александров. Богачи Александровы жили в соседней деревне,  Шутхалун,  у Сальхана было 5 добротных  домов, большие амбары, забитые зерном, высокие сараи, сусеки для хранения зерна, мяса,  старинные расписные сундуки, красивая дубовая мебель, дворовые постройки. Посуда была из серебра и золота, дорогого фарфора.  В хозяйстве насчитывалось несколько десятков крупного рогатого скота, лошадей, овец.  Кроме этого, он имел питейное заведение, кабак, в Хоготе, где население могло расслабиться, отдохнуть.   Кроме этого, богачи продавали скот крупными партиями на север.

   Из справочника Населённых мест Иркутской губернии за 1890 год я узнала, что в селении Баяндай насчитывалось 43 хозяйства, в Ользонах – 28, в Хоготе – 39 хозяйств. Хогот имел две маленькие улицы - Трактовая и Набережная вдоль реки Ходонца, где в основном  жили бедные люди.

Виктор Романов, житель Духовщины,   потомок переселенцев рассказывает:  «Переселенцы это те же самые крестьяне, только среднего заработка,  которые умели и хотели работать. Его прадед из Смоленщины, вместе с другими ходоками прибыл в Сибирь в поиске лучшего место жительства. Когда они приехали, на этом месте была сплошная тайга. Они стали корчевать лес, строить дома из кругляка. В Духовщине  одна единственная улица «Лесная». Она разделена на две части «Гора» и «Низ». Внизу раньше жила основная часть деревни, а на горе три-четыре дома. Он рассказывает: «Мой прадед поставил дом на «Горе» у подножия горы Крестовой. Почему так назвали?  Потому, что ходоки увидели крест первыми и назвали эту гору Крестовой. Сейчас её нет, убрали, когда построили новую дорогу».   От него я узнала, что здесь был свой колхоз «Большевик» до войны, затем он переименован в колхоз имени Панфилова. В 1954- 1955 году объединили  с совхозом «Хоготовский». Был свой леспромхоз, лесопилка, функционировала начальная школа, клуб, ферма. Были построены девять двухквартирных домов. Сейчас Романов В. А., находится на заслуженном отдыхе, майор в отставке, вернулся в свою деревню. Он жил и работал в г. Иркутске, Чите,  работал старшим преподавателем в учебном центре МВД Иркутской области. Виктор Алексеевич вместе с женой теперь встречают и провожают детей и внуков из города и ничуть не жалеют, что переехали сюда после городской суеты. Он ведёт своё подсобное хозяйство, вокруг дары природы, ягода, грибы. Позади город, недаром  его прадед, переселенцы облюбовали это место, которое является самым красивым уголком нашего поселения.     

   По Якутскому тракту до революции проходили этапы заключённых, которых ссылали в Качуг, Верхоленск и дальше в Якутию. Хогот был перевалочным пунктом. При царизме перемещали по тракту арестантов – политических ссыльных к месту поселения в сопровождении жандармов.  По дороге они останавливались на отдых, в этих перевалочных пунктах арестантов закрывали на время в пересыльных тюрьмах. Я узнала, что тюрьма находилась на улице Трактовая, вместо разрушенной церкви, а в советское время там была маслозавод.  В 1995 году дом переделали под краеведческий музей. С  2011 года  музей находится в здании школы. По улице Трактовая, по Якутскому тракту проходил этапом первый русский революционер Александр Николаевич Радищев. Ехал он зимой, с Петербурга на санях по Якутскому тракту, его сопровождали несколько жандармов,  местом поселения был Илимский острог, Усть-Кут. Также прошли по Якутскому тракту – будущие руководители советского государства: Феликс Эдмундович Джержинский, Михаил Васильевич Фрунзе, Куйбышев, Молотов, Нэкундэ.

     У руководителя кружка я узнала, что летом 2017 года была организована научно-исследовательская этнокультурная экспедиция под названием «По следам государевых ямщиков». Руководителем был Анатолий Добрянцев, первый вице – спикер Госсобрания Республики Саха Якутия. Он также сам является представителем потомок ямщиков. Экспедиция прошла весь путь по  Иркутско - Якутскому тракту, цель экспедиции: собрать фольклор, воспоминания старожилов, посетить места стоянок,  «почтовые станции», познакомиться  с потомками ямщиков. В середине 2018 года (март) состоялась историческая реконструкция верстовых столбов и  доставки почты по Иркутско - Якутскому почтовому тракту на лошадях. В конце 2018 года состоялся 1 Межрегиональный форум потомков государевых ямщиков Иркутско – Якутского тракта и 17 – ый ежегодный республиканский фестиваль: «Играй Гармонь, живи частушка!», приуроченная к 275 – летию основания Якутского тракта. В 2018г.  в Хоготе был установлен деревянный верстовой столб, вдоль Якутского тракта по ул. Трактовая, напротив почтовой станции [8]. Они посетили также Почтовую станцию, была организована встреча с администрацией МО Хогот,  жителями села.

     Из литературы, я выявила, что в г. Ленске (бывшая почтовая станция Мухтуйская) установлен единственный памятник Якутскому тракту: «Тройка лошадей с ямщиком» [12], он посвящён освоению мест от Иркутска до Якутска.  Я думаю, что памятник символизирует вечную память о людях, которые шли этапом, жили, выживали, работали, а многие навечно захоронены в суровых сибирских краях. Это были сильные, мужественные люди, которые в зимнюю стужу, летнюю жару снабжали северные края всеми необходимыми вещами. Со слов руководителя кружка,  Доры Павловны, я узнала, что её бабушка Мария Саввична, которая проживала в д. Шутхалун,   «гоняла почту» по Якутскому тракту. Чтобы заработать деньги, как и многим другим ямщикам, ей приходилось  самой запрягать лошадей, доставлять в холод и в жару ценные грузы, почту, деньги до близлежащих станций, вести за поводок своих коней или бежать за лошадьми, когда замерзала. Она сопровождала в пересыльную тюрьму в Манзурку революционера, борца за Советскую власть Фрунзе М.В. Якутский тракт обеспечивал северный завоз до 1951 года.

     Вывод: Хочется сказать, что моя исследовательская работа  «История села Хогот»-  поучительная, будет использована для работы в  краеведческом музее, школе, библиотеках, можно использовать на классных часах.  Изучение истории села, изучение отдельных исторических событий поможет  узнать прошлое, будет способствовать воспитывать любовь, уважение к малой Родине, уважение к людям. Я выполнила то, что задумала, ответила на поставленные вопросы: что исследовалось, для чего исследовалось и получились ли результаты: якутский тракт проходил по селу, Хогот был перевалочным пунктом, люди отдыхали по пути следования на север,  меняли своих лошадей, ямщиков.  Конечным пунктом следования людей была Якутия, поэтому тракт получил название «Якутский» . Я буду продолжать исследовать, буду пополнять новыми фактами, материалами своё исследование по теме: «История села Хогот».

                                                                 Литература:

1. Бороноев А.О.: Хоготовская средняя школа: история, учителя и выпускники, СПБ., Астерион, 2017г., стр.6.

2. Газета «Заря» от 31 августа 2018г., 3 стр.;

      3. Газета «Заря» от 24 августа 2018г. 6 стр.

      4. Манзурка: «История села – 360 лет» , 3-5 стр.

      5.Государственный архив Усть-Ордынского округа (ГАУОО)

6. Тармаханов Е.Е., Дамешек Л.М. История усть-ордынского Бурятского автономного округа, Учебное пособие, Улан-Удэ, 2005