Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Начался прием заявок и докладов на "Этнографические чтения 2022"

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
26.04.2024 Просмотров: 326

Поступила первая заявка и исследовательская работа на окружную научно-практическую конференцию "Этнографические чтения".

Сактоева Кристина ученица Александровской средней школы Аларского района прислала свою работу на тему "История становления религиозной жизни в Аларском районе и её влияние на формирование образа жизни, культуры и традиций местного населения" (руководитель Бутуханова А.П.)

История становления религиозной жизни в Аларском районе и её влияние на формирование образа жизни, культуры и традиций местного населения

Введение

В настоящее время в Иркутской области насчитывается свыше 300 религиозных объединений, которые относятся к 21 конфессии.

На территории Аларского района наибольшего распространения получили 3 основные религии и одно религиозное течение - шаманизм, православие, буддизм, ислам.

В рамках заявленной темы исследования, мне бы хотелось рассмотреть, как происходило становление и развитие религии на территории моего района. Понять какое влияние оказала религия на образ жизни местного населения.

Цель работы: рассмотреть, как происходило становление и развитие религии на территории Аларского района, понять какое влияние оказала религия на образ жизни местного населения.

Задачи:

  1. Изучить историю становления религиозной жизни в Аларском районе
  2. Провести исследование на тему: «Влияние религии на формирование образа жизни, культуры и традиций местного населения»

Гипотеза: оказали ли различные религии влияние на формирование образа жизни, культуры и традиций местного населения?

Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время малая часть населения, особенно среди молодёжи интересуется историей места, в котором проживает, его сферами жизни, религиозными течениями. Через проведенное мной исследование я хотела бы привлечь общественное внимание местного населения к культурным традициям Аларского района, и несомненно расширить собственный кругозор.

Место выполнения работ: с. Александровск, Аларского района

Сроки выполнения работ: с 19 октября по 6 ноября 2021 года.

 

История становления религиозной жизни в Аларском районе

Шаманизм

История становления религиозной жизни в нашем районе начинается с шаманизма.

Шаманизм – это ранняя форма религии, в основе которой лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса.

Шаманизм у бурят и монголов является древнейшей религией. Существовал во времена матриархата. Наибольшего расцвета достиг в период господства патриархально-родовых отношений.

Шаманизм представляет собой обширную и сложную систему. На самом верху божественного пантеона находятся – тэнгрии (небесные боги). Они в представлении шаманистов являются владыками небесных явлений [2].

На разных этапах истории бурятского общества зарождались различные группы богов и духов. Они группируются так: 1 – общебурятские, 2 – племенные, 3 – родовые, 4 – территориальные, 5 – улусно-общинные, 6 – семейно-фамильные.

По мере того как расселялись аларские племена бурят, каждое из племен выделяло своего родоначальника, которому и поклонялось, а, следовательно, менялся порядок совершения различных молебнов, обрядов и ритуалов [4].

До XVIII века шаманизм имел наибольшее распространение среди аларских бурят.

 

Православие

С конца XVII-начала XVIII вв. на территории Аларского района начинает распространяться православие. Развитие православия берет своё начало в следствие политики русификации в ходе присоединения Сибирского ханства к Русскому государству.

Приангарскими бурятами начинают управлять должностные люди царской администрации. В полномочия которых входило не только управление административной деятельностью, но и миссионерская задача.

Наиболее известным распространителем православия является управляющий - Иван Похабов. Из книги Ж.А. Зимина «История Аларского района», «Похабов «мыл водою» то есть крестил бурят следующим образом: просекши на льду Ангары прорубь, Похабов сгонял к ней толпы бурят и буряток. Когда наступал момент погружения в прорубь, казаки связывали бурят человека по два, по три, прикрепляя эту вязанку к середине длинной жерди, брали за концы и по данному знаку три раза погружали в воду» [1].

Крещенные буряты становились холопами у воевод. Некрещенные буряты считались царскими людьми, ясачными, то есть плательщиками ясака.

Внедрение православия со стороны царского правительства сопровождалось подкупами, обманом и насилием.

Однако православие несмотря на поддержку официальной власти не сумело охватить своим влиянием всех бурят. Традиционный шаманизм среди аларских бурят являлся главенствующей религией.

Наибольшего расцвета православие достигло в конце XIX - начале XX вв., с момента активного заселения территории русскими. В 1888 была достроена церковь в Алари, в 1875 году была построена церковь Иоанна Предтечи в Кутулике. Кутуликский приход был одним из крупных на территории Иркутской губернии. К 1914 году в его состав, кроме самого села, входило 42 заимки. В приходе насчитывалось 695 дворов и 5326 человек, кроме того на территории самого прихода проживало 343 иноверца (в основном магометане и евреи) и 115 католиков [3].

Распространение православие способствовало слиянию межнациональных культур, развитию образования, посредством открытия церковно-приходских школ.

 

Буддизм

Главными распространителями буддийской религии среди бурят были ламы. Эта религия пришла из Тибета и Монголии и стала называться ламаизмом. Распространение ламаизма принимает широкий характер во второй половине XVIII- первой половине XIX вв.

Первый буддийский дацан был построен в Алари в 1814 году, первым ширетуем (главное священное лицо) был Чайван Самсонов. В дацане обучали тибетской грамоте, лекарственному делу, фармакологии, ламаистским ритуалам. Далее буддизм распространялся в с. Шапшалтуй и с. Аляты. Однако на первоначальных этапах влияние буддизма было невелико, т.к. распространял интересы аристократии, большая часть населения обращалось к ламам как к лекарям [2].

Аларский дацан

 

 

Ислам

Ислам исповедуют около 6% верующих жителей области. Подъем ислама в Иркутской области, как и других религий, начался в 90-е годы, в период перестройки.

Однако на территории Аларского района данная религия самая малочисленная. Мусульмане достаточно компактно проживают в национальных татарских селах и деревнях, например, в деревне Шаховская [2].

Влияние религии на формирование образа жизни, культуры и традиций местного населения

Для того чтобы провести данное исследование, в условиях риска распространения коронавирусной инфекции, мы использовали теоретические (изучение исторических источников, выявление закономерностей) и эмпирические (сбор данных посредством опроса, накопление и отбор фактов, установление связей между ними) методы исследования.

Ход работы:

На первоначальном этапе я посетила школьную библиотеку с целью поиска подходящей литературы по выбранной теме. Далее совместно с руководителем изучила исторические источники и выявила закономерности развития религии на территории Аларского района. Кроме изучения литературы, параллельно проводила устные опросы среди родственников и близкого окружения.

На втором этапе исследования мы сформировали опрос в интернете для жителей Аларского района со следующими вопросами:

*первые вопросы касаются сбора данных с указанием возраста, социального статуса.

  1. Как Вы относитесь к религии?
  2. Последователем какой веры Вы являетесь?
  3. Как Вы относитесь к представителям другой религии?
  4. Обсуждаются ли в Вашей семье вопросы религии?
  5. Как часто Вы бываете в церкви (мечете, молебном доме и т.д.)?
  6. Празднуете ли Вы религиозные праздники?

Почему мы сделали такую выборку вопросов? Целью нашего исследования являлось не только узнать какое влияние оказывает религия на формирование образа жизни, но и понять устойчивость, либо неустойчивость религиозных убеждений местного населения в настоящее время.

В опросе участвовало 40 человек, из них 7,5% - мужчины, 92,5 % - женщины.

Распределение

- по возрасту – от 15 до 30 лет – 30 % (12 чел.), от 33 до 50 лет – 20% (8 чел.), от 50 и старше – 50% (20 чел.)

-по социальному статусу 75 % (30 чел.) – работающие, остальные 25% (10 чел.) – являются обучающимися школы, СПО, ВПО.

Изучив ответы респондентов мы получили следующие данные: на вопрос «Как вы относитесь к религии?», одинаковое количество по 37,5%, (15 чел.) оказалось верующими, столько же людей считают себя не верующими, но религию считают важным аспектом в жизни, 10 человек (25 %) – не религиозны.

На вопрос: «Последователем какой веры Вы являетесь?». 62,5 % (25 чел.) ответили – христианство, 12,5 % (5 чел.) – буддизм, 4, 2% (2 чел.) – ислам, 8,3% (3 чел.) – атеизм, 12, 5 % (5 чел.) – испытали затруднение в ответе.

На вопрос: «Как Вы относитесь к последователям других религии?». 70,8% (28 чел.) респондентов ответили «уважаю представителей других религий», 29, 2% (12 чел.) – выбрали вариант ответа «считаю это личным делом каждого».

«Обсуждаются ли в Вашей семье вопросы религии?», 33,3 % (13 чел.) – ответили «иногда», 29,2 % (12 чел.) – «нет», 16, 7 % (7 чел.) – редко, 12, 5% (5 чел.) – «не так часто», 8,3% (3 чел.) – «да».

«Как часто Вы бываете в церкви (мечете, молебном доме и т.д.)?», респонденты ответили: 41,7% (18 чел.) – «никогда», 25% (10 чел.) – «1 раз в несколько лет», 20,8% (9 чел.) – «1 раз в году», 8,3 % (3 чел.) – «1 раз в месяц», 4,2 % (2 чел.) – «редко».

На вопрос «Празднуете ли Вы религиозные праздники?», 75 % (30 чел.) – ответили «да, но только самые известные», 20,8% (8 чел.) – «редко, когда как получается», 4,2 % (2 чел.) – «нет».

Заключение

В ходе проведенной исследовательской работы, мы пришли к следующим выводам:

  1. История становления религиозной жизни в Аларском районе прошла длительный, но постепенный процесс. В разное время на каждой из существующих религий отражались последствия переселения народов, ситуации в стране и регионе, ментальности местного населения.
  2. В настоящее время большая часть жителей района стала менее религиозна, но тем не менее жители уважительно относятся к вопросам веры и верующим людям в целом.
  3. Не смотря на данные опроса, т.к., мы опросили лишь малую часть жителей района, я могу сказать, что различные религии оказали огромное влияние на формирование образа жизни, культуры и традиций местного населения. Это проявляется в сплоченности населения в решении глобальных вопросов, в повседневной жизни, в праздновании наиболее известных праздников различных конфессий (Рождество, Крещение, Пасха, Сагаалган, Навруз).

Кроме того, исторически сложилось, по мере того как заселялись представители той или иной религии, они стремились ввести нововведения, улучшающиеся уровень и качество жизни местного населения (развитие образования, медицины, ремёсел, происходил постоянный культурный обмен).

Таким образом, мы подтвердили выдвинутую гипотезу - различные религии оказали влияние на формирование образа жизни, культуры и традиций местного населения.

 

  1. Зимин Ж.А. Аларские хонгодоры – М.: ТОО «Спарта», 1996. – С. 3-28.
  2. Зимин Ж.А. История Аларского района – Иркутская областная типография №1, 1991. – С. 3-69.
  3. Попова Р.В. Иоанно-Предтеченская церковь в селе Кутулик – ООО Оперативная типография «На Чехова», 2016. – С. 1-24.
  4. Холобок В.В., Атанова М.А. – Наследники Аларской долины – Издательство «Аспиринт», 2018. – С. 7-50.

Положение об "Этнографических чтениях" здесь