Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Имена в истории округа. Бочанцев Василий

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
26.04.2024 Просмотров: 333

К 90-летию В.И. Бочанцева

Василий Иннокентьевич. Бочанцев родился 14 января 1932 года в с. Комой Эрхит-Булагатского района в многодетной рабочей семье, которая в 1936 г. переехала на Ленские золотые прииски. В 1937–1950 гг. семья жила на прииске Артёмовский Бодайбинского района. Несмотря на трудности послевоенных лет, мечта Василия Иннокентьевича о большом искусстве осуществилась. Он окончил художественно-педагогическое отделение Иркутского художественного училища и Московский ордена Трудового Красного Знамени художественный институт имени В. И. Сурикова, где учился на факультете станковой живописи у профессора Виктора Григорьевича Цыплакова – талантливого исторического живописца, сумевшего привить любовь к истории Отечества своим ученикам. В 1965 г. по приглашению Вениамина Алексеевича Гончаренко, бывшего тогда деканом художественного факультета Дальневосточного педагогического института искусств, В. И. Бочанцев приехал во Владивосток. Работал на кафедре живописи и рисунка Дальневосточного педагогического института искусств сначала старшим преподавателем, а затем доцентом. За десять лет он подготовил три выпуска художников-живописцев. Много времени отдавал он и своему художественному творчеству. Историческая картина – редкое явление в искусстве Приморья. Однако именно с такими серьёзными полотнами Василий Иннокентьевич участвовал в краевых, зональных, межзональных, республиканских и всесоюзных выставках. Картины «Разоружение колчаковцев», «Ленин в Смольном», «Партизаны», «Постышев и Блюхер под Волочаевкой», «Владивосток. 25 октября 1922 года» отразили историческую эпоху недавнего прошлого нашей страны. В течение трёх лет художник работал над триптихом, посвящённом событиям Ленского расстрела 1912 г., но успел создать только его центральную часть – «Реквием», запечатлев в многофигурной композиции драматический момент, когда к братской могиле расстрелянных рабочих стекается народ. В студенческие годы В. И. Бочанцев часто ездил из Москвы в старые русские города: Ростов Великий, Ростов-Ярославский, Александров, Загорск, Борисоглебск, Углич, Новгород Великий, Псков и Суздаль, а также в Кижи, Троице-Сергиеву лавру и на Соловецкие острова, где с увлечением и любовью писал величественные соборные православные храмы, белоснежные церквушки, мощные стены монастырей. Во Владивостоке на основе сохранившихся этюдов и зарисовок памятников русской старины он создавал архитектурные пейзажи-картины увиденного и пережитого. Под кистью Василия Иннокентьевича творения древних русских зодчих получили эпическое звучание, тёплую и светлую живописность. Сначала он написал серию архитектурных пейзажей только по Ростову Великому, но затем расширил эту тему. Особое место в творчестве Бочанцева занимают пейзажи Сибири, созданные осенью 1972 г. во время творческой поездки по таёжной реке Витим. Они полны восхищения суровой красотой и бескрайностью сибирской тайги. Глухие деревни, встречавшиеся мастеру по пути, написаны в тёмных, таинственных, сумрачно-романтических тонах. В. И. Бочанцев был членом Союза художников СССР и Приморского отделения Союза художников РСФСР, делегатом съезда художников СССР, делегатом III и IV съездов художников РСФСР, членом выставкома III зональной выставки «Советский Дальний Восток», членом правления Приморского отделения Союза художников РСФСР и Совета охраны культурных ценностей Приморского края. Ректорат ДВПИИ и Приморская организация СХ РСФСР ходатайствовали перед Министерством культуры РСФСР о предоставлении ему почётного звания «Заслуженный художник РСФСР», но не успели. 15 июня 1975 г. жизнь мастера безвременно оборвалась из-за тяжёлой болезни лёгких.

В 1972 г. в Доме художника Владивостока состоялась первая и, к сожалению, последняя прижизненная персональная выставка Василия Иннокентьевича «Древнерусская архитектура XIV–XVIII веков». Но только в 1995 г., двадцать лет спустя после смерти мастера, в Приморской картинной галерее впервые состоялась выставка его работ. В экспозицию вошли все произведения из фондов ПГКГ и несколько картин, привезённых старшей дочерью художника Верой Васильевной из Иркутска. Сегодня в собрании ПГКГ хранится 45 работ Василия Иннокентьевича (37 живописных произведений и 8 графических), среди них картина «Разоружение колчаковцев», эскизы «Ленин в Смольном» и «Январь. 1924», автопортрет, пейзажи памятников зодчества Древней Руси и пейзажи Сибири. Созданные в 1960–1970-е гг. маслом, темперой, гуашью, акварелью, пастелью, углём, бронзой, тушью и в смешанной технике, они были закуплены Министерством культуры РСФСР и Управлением культуры Примкрайисполкома или подарены галерее частными коллекционерами: В. В. Бочанцевой, Ю. А. Земсковым, В. И. Кислициным, Н. А. Чистяковой. В Приморском государственном объединённом музее им. В. К. Арсеньева хранится одна картина мастера «Постышев и Блюхер под Волочаевкой». Произведения В. И. Бочанцева в Саянской картинной галерее, Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева, в «Галерее В. Бронштейна», одна картина - в Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского округа, в частных коллекциях в России, Германии, США, Израиле.

Кстати, картина „Разоружение колчаковцев“ — дипломная работа художника самая большая  в собрании Приморской государственной картинной галереи — 230×340 см. С 1969 года она хранится на валу и после реставрации, в этом году впервые представят её зрителям