Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Николай Ефимович Александров о С.П.Балдаеве

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
19.04.2024 Просмотров: 374

В фондах национального музея хранится папка с более 100 газетными статьями, заметками Николая Ефимовича Александрова- учителя, журналиста, краеведа, участника Великой Отечественной войны, переданная нам им самим.

В 1989 году к 100-летию со дня рождения С.П. Балдаева он написал статью- "Жизнь, отданная науке", опубликованную в местной газете. С небольшой корректировкой, учитывающей временные изменения, предлагаем познакомится с ней:

 

Родился Сергей Петрович Балдаев 18 октября 1889 года в улусе Хохорск Боханского района Иркутской области в семье крестьянина-середняка. С детских лет его окружала атмосфера устного творчества. Ему было всего лишь 14 лет, когда он впервые начал запи­сывать загадки, пословицы и поговорки в своем родном улусе, хотя в то время подро­сток не имел понятия о фоль­клористике. Он проводил дол­гие зимние вечера у местных улигершинов, записывая сказ­ки, улигеры, предания и леген­ды.

У бурят испокон веков бы­тует много затейливых обще­ственных игр, но одной из наиболее популярных из них является состязание в загады­вании и разгадывании зага­док. Именно здесь юный Бал­даев записывал свои первые загадки и пословицы.

В начале XX века все еще были популярными многие жанры фольклора. Старики и старухи рассказывали молоде­жи не только сказы, но и ле­генды и предания, рассказы о происхождении родов, улусов и семей. Тогда такое знание родословных преданий счита­лось необходимым, тогда еще были крепки старые устои и традиции бурятской патриар­хальной родовой организации.

Еще в дореволюционный пе­риод С. П. Балдаев собрал большой материал по шаманиз­му бурят. Зафиксированные им шаманские гимны и песнопения давно забыты. Не каждому тогда удавалось посягнуть на святая святых своего народа, особенно на религиозные куль­ты. Будучи еще семинаристом Иркутской учительской духов­ной семинарии, он собирал шаманские культовые предметы шаманские культовые предме­ты, нередко прямо на глазах изумленной и возмущенной публики. Были проклятия и угрозы, но благодаря настой­чивости и преданности науке он сумел собрать и сохранить для науки бурятские ритуаль­ные символы и знаки, древние предметы культа, которые хра­нятся в музеях городов Ир­кутска, Улан-Удэ.

Архив по шаманизму С. П. Балдаева состоит из следую­щих тем: заян (дух-защитник), аханууды (шаманы-старцы), дахаабари (сопутствующие), тэнгэрины (небесные божества), онгоны (изображение бо­жеств в виде шкур животных), бохолдои (души умерших), шудхэр (черт), ада (домовой) и другие. Вдумчивый юноша С. Балдаев собирал и записы­вал сказки, пословицы и по­говорки, песни и загадки, легенды и предания, родослов­ные, свадебные обряды, ско­роговорки, прибаутки и т. д. В этом немаловажную роль сыграли неоднократные встре­чи в 1908-15 гг. в Бильчире с известным этнографом и со­бирателем устного народного творчества и шаманства М. И. Хангаловым, который оказал большое влияние на него. Под руководством М. Н. Хангалова С. Балдаев начинает собирать улигеры.

С. П. Балдаев в своей рабо­те «Избранное», являющейся сборником статей, написанных в разные годы по вопросам фольклора и этнографии, дал ценные замечания по методике сбора материалов устного на­родного творчества. Он писал: «Улигеры, предания, сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, шутки и прибаутки —- все бытует в народе. За­писывая произведения устно­го творчества, я взял на учет более 400 бурятских сказите­лей и туухэшинов. Чтобы изу­чить устное народное творче­ство народа, надо знать его быт, обычаи, культуру, историю. А это обязывает изуча­ющего фольклор быть в ка­кой-то степени и этнографом, то есть знать общественный быт изучаемого им народа, языковедом, так как «строите­льным материалом фольклора является язык» (Избранное, г. Улан-Удэ, 1968 г.). Эти ука­зания особенно ценны для на­чинающего собирателя устного народного творчества.

С. П. Балдаев—незаурядный этнограф. Им составлены мно­гочисленные таблицы боль­шинства бурятских родов, об их родословном происхожде­нии. Объездив многие улусы с бурятским населением у за­падных бурят, в своей книге подробно записал («Родослов­ные предания и легенды бу­рят» (Часть 1, Бургиз, г. Улан -Удэ, 1970 г.). Следует ска­зать, что его исследования о родоплеменных связях и преданиях-ценный материал для наших историков. В записях С. П. Балдаева мы находим подробные сведения о знаме­нитых бурятских улигершинах -сказителях Аларского и Нукутского аймаков П. Петрове, П. Тушемилове, П. Дмитриеве, II. Степанове, Н. Иринчеевой, 3. Зурбанове, И. Болдонове, к Эхирит-Булагатско.м — Б. Вахрушкине, Л. Бардаханове, X. Хабадаеве и других.

Самым ценным в материалах С. П. Балдаева, безуслов­но, являются улигеры. К бо­льшому сожалению, из мно­жества записанных улигеров опубликовано всего лишь шесть. Собраны они в разных местах, в разное время, но близки по идейному содержа­нию. Например, улигер «Тоодой баян хан» был записан в Качуге, а «Шэбшэдэй мэргэн хан»—в Осе. «Найман насатай налжарба мэргэн»—в Еравне, «Баян Боролзой Батор»—в Иволге. Во всех в них красной нитью проходит идея борьбы с иноземными захват­чиками и поработителями, идея защиты своего народа.

Большое количество превос­ходных улигеров из собраний С. П. Балдаева еще не опуб­ликовано. Такие крупные улигерные полотна, как «Шанда- абал мэргэн» (сказитель И. Бухноев, Осинский район), «Хухээсэй мэргэн» (сказитель М. Шобоклеев), «Гунан зээрдэ моритой Гун-хайбал мэр­гэн» (сказитель Т. Чичигин, Эхирит- Булагатский район), «Хан Сэгсэгэй мэргэн > (сказитель И. Иринчеева, Аларский район) и многие другие лежат без продвижения в ру­кописном фонде Бурятского филиала СО АН СССР. Кро­ме них, имеется шесть вари­антов записей «Гэсэра». Из собраний С. П. Балдаева еще значительная часть ценных для науки материалов все еще остается неопубликованной. Следовало бы издать много­томные публикации улигеров — героических сказаний бурят, сказок—волшебных и богатыр­ских, о животных, сатирических, легенды и предания, ми­фов, загадок, пословиц, песен и т. д. Кроме того, в произве­дениях С.П. Балдаева мы на­ходим пьесы на историко-революционные темы: «Торжест­во правды», «1905 год», «Женская доля» и другие, которые ставились на сценах Боханского аймака в 20-х годах.

Многие из произведений устного народного творчества бурят были записаны извест­ными собирателями М. Н. Хангаловым, Ц. Жамцарано, И.Н. Мадасоном, А. А. Шадаевым, А. К. Богдановым, Г. Д. Санжиевым, Н. О. Шаракшиновой и другими, среди которых выдающееся место по праву занимает С. П. Балдаев.

Деятельность С. П. Балдаева многогранна. Он оставил для будущих поколений огромнoe наследие, которое хранится в рукописном фонде Института общественных наук Бурятского научного центра и ждет своих исследователей и издателей.

Трудно переоценить значе­ние С. П. Балдаева как деяте­ля науки, как собирателя фо­льклора и этнографии, как крупнейшего организатора научно-исследовательской рабо­ты в Бурятии.

Признавая его личные заслуги, Академия на­ук СССР присвоила в 1964 го­ду 75 - летнему собирателю устного народного творчества ученую степень кандидата фи­лологических наук без защи­ты диссертации.