В фондах национального музея хранится папка с более 100 газетными статьями, заметками Николая Ефимовича Александрова- учителя, журналиста, краеведа, участника Великой Отечественной войны, переданная нам им самим.
В 1989 году к 100-летию со дня рождения С.П. Балдаева он написал статью- "Жизнь, отданная науке", опубликованную в местной газете. С небольшой корректировкой, учитывающей временные изменения, предлагаем познакомится с ней:
Родился Сергей Петрович Балдаев 18 октября 1889 года в улусе Хохорск Боханского района Иркутской области в семье крестьянина-середняка. С детских лет его окружала атмосфера устного творчества. Ему было всего лишь 14 лет, когда он впервые начал записывать загадки, пословицы и поговорки в своем родном улусе, хотя в то время подросток не имел понятия о фольклористике. Он проводил долгие зимние вечера у местных улигершинов, записывая сказки, улигеры, предания и легенды.
У бурят испокон веков бытует много затейливых общественных игр, но одной из наиболее популярных из них является состязание в загадывании и разгадывании загадок. Именно здесь юный Балдаев записывал свои первые загадки и пословицы.
В начале XX века все еще были популярными многие жанры фольклора. Старики и старухи рассказывали молодежи не только сказы, но и легенды и предания, рассказы о происхождении родов, улусов и семей. Тогда такое знание родословных преданий считалось необходимым, тогда еще были крепки старые устои и традиции бурятской патриархальной родовой организации.
Еще в дореволюционный период С. П. Балдаев собрал большой материал по шаманизму бурят. Зафиксированные им шаманские гимны и песнопения давно забыты. Не каждому тогда удавалось посягнуть на святая святых своего народа, особенно на религиозные культы. Будучи еще семинаристом Иркутской учительской духовной семинарии, он собирал шаманские культовые предметы шаманские культовые предметы, нередко прямо на глазах изумленной и возмущенной публики. Были проклятия и угрозы, но благодаря настойчивости и преданности науке он сумел собрать и сохранить для науки бурятские ритуальные символы и знаки, древние предметы культа, которые хранятся в музеях городов Иркутска, Улан-Удэ.
Архив по шаманизму С. П. Балдаева состоит из следующих тем: заян (дух-защитник), аханууды (шаманы-старцы), дахаабари (сопутствующие), тэнгэрины (небесные божества), онгоны (изображение божеств в виде шкур животных), бохолдои (души умерших), шудхэр (черт), ада (домовой) и другие. Вдумчивый юноша С. Балдаев собирал и записывал сказки, пословицы и поговорки, песни и загадки, легенды и предания, родословные, свадебные обряды, скороговорки, прибаутки и т. д. В этом немаловажную роль сыграли неоднократные встречи в 1908-15 гг. в Бильчире с известным этнографом и собирателем устного народного творчества и шаманства М. И. Хангаловым, который оказал большое влияние на него. Под руководством М. Н. Хангалова С. Балдаев начинает собирать улигеры.
С. П. Балдаев в своей работе «Избранное», являющейся сборником статей, написанных в разные годы по вопросам фольклора и этнографии, дал ценные замечания по методике сбора материалов устного народного творчества. Он писал: «Улигеры, предания, сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, шутки и прибаутки —- все бытует в народе. Записывая произведения устного творчества, я взял на учет более 400 бурятских сказителей и туухэшинов. Чтобы изучить устное народное творчество народа, надо знать его быт, обычаи, культуру, историю. А это обязывает изучающего фольклор быть в какой-то степени и этнографом, то есть знать общественный быт изучаемого им народа, языковедом, так как «строительным материалом фольклора является язык» (Избранное, г. Улан-Удэ,
С. П. Балдаев—незаурядный этнограф. Им составлены многочисленные таблицы большинства бурятских родов, об их родословном происхождении. Объездив многие улусы с бурятским населением у западных бурят, в своей книге подробно записал («Родословные предания и легенды бурят» (Часть 1, Бургиз, г. Улан -Удэ,
Самым ценным в материалах С. П. Балдаева, безусловно, являются улигеры. К большому сожалению, из множества записанных улигеров опубликовано всего лишь шесть. Собраны они в разных местах, в разное время, но близки по идейному содержанию. Например, улигер «Тоодой баян хан» был записан в Качуге, а «Шэбшэдэй мэргэн хан»—в Осе. «Найман насатай налжарба мэргэн»—в Еравне, «Баян Боролзой Батор»—в Иволге. Во всех в них красной нитью проходит идея борьбы с иноземными захватчиками и поработителями, идея защиты своего народа.
Большое количество превосходных улигеров из собраний С. П. Балдаева еще не опубликовано. Такие крупные улигерные полотна, как «Шанда- абал мэргэн» (сказитель И. Бухноев, Осинский район), «Хухээсэй мэргэн» (сказитель М. Шобоклеев), «Гунан зээрдэ моритой Гун-хайбал мэргэн» (сказитель Т. Чичигин, Эхирит- Булагатский район), «Хан Сэгсэгэй мэргэн > (сказитель И. Иринчеева, Аларский район) и многие другие лежат без продвижения в рукописном фонде Бурятского филиала СО АН СССР. Кроме них, имеется шесть вариантов записей «Гэсэра». Из собраний С. П. Балдаева еще значительная часть ценных для науки материалов все еще остается неопубликованной. Следовало бы издать многотомные публикации улигеров — героических сказаний бурят, сказок—волшебных и богатырских, о животных, сатирических, легенды и предания, мифов, загадок, пословиц, песен и т. д. Кроме того, в произведениях С.П. Балдаева мы находим пьесы на историко-революционные темы: «Торжество правды», «1905 год», «Женская доля» и другие, которые ставились на сценах Боханского аймака в 20-х годах.
Многие из произведений устного народного творчества бурят были записаны известными собирателями М. Н. Хангаловым, Ц. Жамцарано, И.Н. Мадасоном, А. А. Шадаевым, А. К. Богдановым, Г. Д. Санжиевым, Н. О. Шаракшиновой и другими, среди которых выдающееся место по праву занимает С. П. Балдаев.
Деятельность С. П. Балдаева многогранна. Он оставил для будущих поколений огромнoe наследие, которое хранится в рукописном фонде Института общественных наук Бурятского научного центра и ждет своих исследователей и издателей.
Трудно переоценить значение С. П. Балдаева как деятеля науки, как собирателя фольклора и этнографии, как крупнейшего организатора научно-исследовательской работы в Бурятии.
Признавая его личные заслуги, Академия наук СССР присвоила в 1964 году 75 - летнему собирателю устного народного творчества ученую степень кандидата филологических наук без защиты диссертации.