"Задушевное, пронзительное и напевное, мощное и лирическое, словно народная песня – так можно охарактеризовать творчество живописца Василия Иннокентьевича Бочанцева" - такую оценку творчеству художника дала Кабунова Алена, иркутский искусствовед.
Василий Иннокентьевич Бочанцев родился в
Уже в детстве у мальчика был замечен талант к рисованию. Детское увлечение со временем переросло во вполне осознанное стремление связать свою дальнейшую жизнь с искусством. В
После окончания учебы, в
Обучение на отделении исторической живописи требовало большой самоотдачи, дисциплины и постоянного совершенствования мастерства. Все свободное время Бочанцев проводил в Третьяковской галерее, изучая полотна Е. Репина, В. Серова, К. Коровина. Однако его кумиром всегда был В.И. Суриков, репродукция портрета которого хранилась у художника дома. Именно живопись этого выдающегося сибиряка во многом определила дальнейший творческий путь В.И. Бочанцева.
Во время жизни в Москве живописец много путешествует по старинным русским городам. Ростов Великий, Загорск, Новгород, Суздаль, Александров поразили художника своей историей, величием и одухотворенностью древней архитектуры. Прекрасный, строгий, белоснежный мир древнерусского зодчества вдохновил художника на написание сотни этюдов. Тема прошлого Руси стала важной темой творчества Бочанцева на протяжении всей его жизни. Во Владивостоке, взяв за основу этюды и зарисовки «московского» периода, живописец напишет серию картин, в которых с новой силой зазвучит мощь Руси златоглавой («Углич», 1969, "Портал собора", 1969, «Праздничный день», «Ростов Ярославский», 1969).
Углич, 1969
Праздничный день., 1969
Портал собора. 1969
Александров., 1967
В иконописной мастерской
Дипломной работой художника стало монументальное историческое полотно «Разоружение колчаковцев», после защиты которого о Бочанцеве заговорили, как о «втором Сурикове». Вслед за окончанием института перспективного живописца оставляли в Москве, где он бы мог вполне успешно работать, но выбор В. Бочанцева пал на Владивосток – декан художественного факультета Дальневосточного педагогического института искусств В.А. Гончаренко, приметив талантливого выпускника, пригласил его преподавать на кафедру живописи и рисунка. Бочанцев согласился.
В
Все последние годы жизни В. Бочанцев работает над «Ревкиемом» (1975), пожалуй, главной исторической композицией всей жизни художника, ставшей и последним его творением. Она была задумана как триптих, но Бочанцев успел написать лишь центральную часть – сам «Реквием».
«Реквием» – это не только скорбь, но и память. Немыми свидетелями поминовения стали родные художника – его жена, дочь Вера, отец, родственники. В. Бочанцев вписал их образы в свою картину, а в правой части полотна печально и строго на нас смотрит сам художник.
В
Значительная часть картин художника представлена в Приморской государственной картинной галерее. Некоторые произведения хранятся в Саянской картинной галерее и Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева, в «Галерее В. Бронштейна», одна картина - в Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского округа, в частных собраниях и в коллекции родственников мастера.