В этом году историческому произведению "Сокровенное сказание монголов" исполняется 780 лет. Самый древний монгольский литературный и историографический памятник был составлен в 1240 году неизвестным автором и дошел до нас на монгольском языке в китайской иероглифической транскрипции. Буквальный перевод китайского названия — «Секретная (фамильная) история династии Юань (монгольской)».
"Сокровенное сказание монголов" признано ценным источником как по истории Центральной Азии XII-XIII веков, так и по истории монголов, их государства и его основателя — Чингисхана.
В фондах Национального музея имеется иллюстрации к "Сокровенному сказанию монголов" Пурбуева Доржи Гармаевича, заслуженного художника Республики Бурятия и Российской Федерации.
Его работы отличает тонкое философское осмысление каждого цикла, каждой работы, филигранной техникой глубокой печати. Черный цвет достигает подчас такой глубины, что становится одухотворенным, а неяркое светлое пятно приобретает эффект ослепительного свечения.
Пурбуев Д.Г. родился 29. 09. 1941 г. в селе Хурамша Иволгинского района Бурятской АССР.
С 1948 года учился в Хурамшинской начальной школе у Батомункуевой Зинаиды Нимадоржиевны, затем в селах Кокорино, Оронгое и в 65-ой школе г. Улан Удэ. В школе считался одним из лучших учеников, писал стихи, которые печатались в районной газете. В Иволгинской редакции познакомился с поэтом Даши Дамбаевым. А с Дондоком Улзытуевым познакомил будущего художника Алексей Бадаев. Через много лет Доржи Пурбуев создал большой цикл графических работ, посвященных памяти бурятских поэтов Дондока Улзытуева и Даши Дамбаева, которые хранятся в Московском музее Востока.
После службы в армии учился в Москве, а в 1973 году закончил Таллинскую художественную академию с бронзовой медалью. Здесь же начал свои первые шаги в книжной иллюстрации, учился у профессоров Эвальда Окоса и Пауля Лухтейна. Его дипломной работой стала иллюстрация «Божественной комедии» Данте Алигьери. Со второго курса академии Доржи Пурбуев активно сотрудничает с эстонским издательством «Ээсти Раамат», где вышла книга Максима Горького «Революционные песни» с иллюстрациями студента из Бурятии. В 1974 году эта книга была переиздана на польском и немецком языках. Молодой художник стажировался в Германии.По возвращении на родину –в Бурятию – Доржи Пурбуев взялся за оформление «Гэсэра».
В 1975 году все иллюстрации к эпосу были подготовлены к изданию, но по ряду причин эти листы так и не увидели книжных страниц. Одной из главных причин стало обвинение властей в его приверженности к буддийской философии. Более30 работ из серии «Памяти лам Бурятии» посвящены священнослужителям Янгажинского, Эгитуйского, Кижингинского, Закаменского, Курумканского дацанов, репрессированных в 1936 – 1937 годах. Лирический цикл «Родные напевы», «Родные просторы», «Вечность» - это самые ранние работы, подаренные родной школе. Все они созданы на просторах Олзона – его малой родины. «Родные напевы» - картины этюдного характера возвращают его в мир детства, воспоминаниям о дедушке Гарме – дархане и умельце, руками которого построено и украшено много дацанов Бурятии.
Первой большой работой после «Гэсэра» стало оформление книги «Алтаргана»(«Золотарник»). Бурятские народные песни, благопожелания в переводе на русский язык народного поэта Бурятии Баира Дугарова давали художнику большой простор для самовыражения.Графическую коллекцию, состоящую из 30 листов, Доржи Гармаевич посвятил памяти отца, командира орудия, погибшего в декабре 1942 года на Белорусском фронте. Ему тогда было чуть больше года, и отца он, конечно, не помнит. Фотографии из семейного альбома, талант художника и сыновняя любовь стали слагаемыми одной из лучших графических серий художника. Итогом одной из творческих командировок Доржи Пурбуева стала изысканная серия цветных графических листов «По Монголии».
В 1990 году Пурбуев закончил книжные иллюстрации к "Сокровенному сказанию монголов"Произведения находятся в Республиканском художественном музее им. Ц.С.Сампилова, в Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова (Улан-Удэ), в Государственном музее искусства народов Востока (Москва), в музеях г. Иркутска, г. Читы, п. Усть-Ордынский, в частных коллекциях.