Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Первые бурятские летчики-уроженцы округа

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
20.04.2024 Просмотров: 1357

В 1935 году состоялся первый выпуск летчиков улан-удэнского аэроклуба. Это стало знаменательным событием в Бурят-Монгольской Республике. Выпускников пришел поздравить сам руководитель республики, первый секретарь обкома партии Михей Николаевич Ербанов. Увидев в строю бурята, он подошел к нему, поинтересовался, откуда он родом, и пожелал успехов в летном деле. Всего через год на показательных выступлениях по случаю первого выпуска аэроклуба, этот авиатор был отмечен как один из лучших летчиков, показавших высший пилотаж.

Этим летчиком был Логин Александрович Убеев, уроженец маленького села Ижелка Боханского района. Мать будущего прославленного летчика звали Налду, отца — Александром. Интерес к авиации у Логина зародился когда около бу¬рятского улуса приземлился самолет. В ту далекую пору взглянуть на диковинку сбегались и стар, и млад. Был в толпе и подросток Логин Убеев.

В начале 30-х годов Убеев приезжает в Улан-Удэ, устраивается рабочим хлебозавода.В 1934 году, когда Верхнеудинск переименовали в Улан-Удэ, в городе открыли аэроклуб. . Для обучения летчиков и техников по обслуживанию отбирались лучшие из лучших, физически крепкие молодые люди. Тогда и поступил Логин Убеев на учебу в аэроклуб. С открытием клуба первыми курсантами были зачислены 32 человека.  "Будешь первым летчиком-бурятом",— сказал ему начальник аэроклуба. Встретившись с трудностями учебы без отрыва от производства, неполадками в самом клубе, многие расстались с мечтой стать авиаторами. Тяжелые дни его становления выдержали 19 курсантов. "Лучше всех экзамены на право пилотирования У-2 сдали Л. Убеев, И. Ельцов, В. Макаров, Д. Михалев. Они остались в аэроклубе для дальнейшего совершенствования летной подготовки, а затем стали инструкторами», – вспоминал Петр Казаринов в книге «Крылатая юность». 

В 1936 году, едва переступив 20-летний возраст, Логин Убеев уже налетал 68 часов за 386 вылетов. На третьем году существования аэроклуба широко отмечался День авиации. За парадом наблюдали члены правительства. 

«После митинга состоялись показательные выступления авиаторов. Всеобщее внимание привлекло воздушное мастерство Л. Убеева и В. Михалева. На высоте 1000 метров они выполнили «мертвые петли», а затем, убрав газ и погасив скорость, свалили самолеты в «штопор». Набрав вновь высоту, продемонстрировали другие фигуры пилотажа», – пишет Казаринов.

Окончив затем училище военных летчиков в Чите, ушел в армию, принимал участие в боевых вылетах на Халхин-Голе.

После демобилизации приехал в Улан-Удэ, стал дежурным по аэропорту, в конце 1941 года - начальником. 

В сентябре 1944 года Логина Убеева, как опытного летчика, назначили командиром звена самолетов-разведчиков Р-5, в распоряжении 17-й общевойсковой армии под командованием генерал-лейтенанта Данилова. Летчики разведывательных самолетов, на борту которых находились офицеры связи, ежечасно информировали командование армии о дислокации японских войск, поддерживали связь с подразделениями, идущими в первом эшелоне. 

Логин Убеев участвовал в ликвидации японской провокации на монголо-синьцзянской границе. Вернулся в Чойбалсан, куда переместился штаб армии. Чувствовалось, что войска накануне больших событий. Будучи уже личным пилотом у командующего армией, Логин Убеев это ощущал по той напряженной работе, которую ему приходилось выполнять. Вместе с офицером связи он летал в любое время суток, в любую погоду. 

в 1945 в Маньчжурии... Надо было пленного «языка» доставить в штаб. А тот буянит. Как его в кабину позади себя посадишь? Не долго думая запеленали пленника и снаружи под самолет привязали. Вроде как сейчас вертолетчики грузы на внешней подвеске перевозят. Не¬ мало подивились в штабе, когда садился самолет с необычным свертком под фюзеляжем. А когда японца допросили, генерал похвалил: — Молодец, Убеев. Ценный трофей доставил. Или вот еще случай. С офицером связи приземлились на аэродром, оказавшийся занятым японцами. Мотор еще работал, а к самолету уже бежали десятки солдат. — Газ! И на взлет!— выдохнул побледневший офицер. — Не успеем,— ответил Убеев.— Изрешетят!.. Самолет остановился. Логин легко, словно дома, на родном аэродроме, вылез из кабины и спрыгнул на землю. По-японски Убеев — ни слова. Стал рисовать палочкой на песке. Появился прямоугольник аэродрома, а вокруг изображения танков со звездами на башнях. Японцы озабоченно стали переглядываться. А Убеев, веселея от собственной дерзости, нарисовал еще большой флаг со звездой. В общем, втолковал японцам, что дело их пропащее, они окружены и, если охота жить, надо сдаваться. На том и порешили. Помахав озадаченным воякам рукой, Убеев спокойно влез в кабину. Дал газ и взлетел.

День Победы СССР над Японией Логин встретил 3 сентября 1945 года в Маньчжурии. И даже в этот праздничный день и до 13 сентября на протяжении восьми часов сделал пять рисковых вылетов в китайские города, еще занятые врагами, с советскими парламентерами, которые вели дипломатические переговоры. Эта запись зафиксирована в летной книжке за подписью начальника штаба Чечина и печатью 446-й авиационной эскадрильи. В 1945 году за боевые заслуги Логина Александровича наградили орденом Отечественной войны I степени. 

Опыт и мастерство военного летчика, конечно же, пригодились в мирной жизни. Логин Александрович стал пилотом Восточно-Сибирского геологоуправления. И с того дня 1946 года еще 21 год он был прикован к небу. Считал эти годы лучшим временем в своей жизни. В записи от 4 сентября 1947 года значатся полеты в Москву, Арзамас, Урал. В мае 1947 года на своем ПО-2 поднимался к альпинистам на перевал Мунку-Сардык. 

Не зная усталости, облетел с геологами всю Восточную Сибирь. Кстати, он стал свидетелем и соучастником открытия знаменитых алмазных трубок в Мирном. Летом 1946 года он работал в Амаканской экспедиции, которая вела изыскания по Нижней Тунгуске и вышла на речку Вилюй. И там-то, недалеко от поселка Нюрба, они открыли ныне всемирно известное месторождение алмазов. 

В эти же годы на скромном АН-2 облетел и Красноярский край, Иркутскую область, Бурятию, Якутию, Колыму и Чукотку. С высоты птичьего полета взглянул на Ледовитый океан. Он летал на разных типах самолетов: У-2, Р-5, ПБ-3, УИЛ-2, Ил-2, ПО-2, АН-2 и др. С каждым разом совершенствовались устройство самолетов, система управления, технические характеристики, дальность полетов, высота, скорость, грузоподъемность…Осваивать их было будничной работой первого бурятского летчика. 

За долгие годы работы в небе Логин Убеев стал таким мастером высочайшего класса, что на земле его воспринимали как бога. Слагали легенды, что в любую погоду, в любой туман мастерски сделает расчет, точно выйдет на полосу и посадит самолет.

Первая летчица-бурятка 

В предвоенные годы был брошен клич: "Комсомол - на самолет! Дадим стране 150 тысяч летчиков без отрыва от производства", который определил всю последующую судьбу Данара Николаевна Константинова Наслушавшись и начитавшись о рекордах советских летчиков, девушка из иркутского села Аларь ко времени окончания школы-восьмилетки уже грезила о дальних перелетах и прыжках с парашютом. В 1936 году 18-летняя студентка Бурятского пединститута пришла в аэроклуб Улан-Удэ. Предвоенная мода на авиацию с массовым движением Осоавиахима, парашютными вышками на стадионах, аэроклубами не обошла и Бурят-Монголию. А когда выяснилось, что заниматься там нужно без отрыва от производства, а потом самим искать себе работу, многие сами ушли из него. В итоге из моего набора в аэроклубе осталась одна я — рассказывала Данара Николаевна Константинова. — многие не прошли медкомиссию или не сдали экзамен, Аэроклуб только создавался. Я помню, мы, комсомольцы с рабфака и из пединститута, все хлынули в аэроклуб. Отбор был жесткий —теорию полетов, аэронавигацию, материальную часть учебного самолета. Потом ездила на окраину города в район Мелькомбината, где на аэродроме клуба проходила летная подготовка. В то время во всех аэроклубах летать учили на учебном самолете У-2 авиаконструктора Поликарпова. Как и все «учлеты», Дора Константинова днем училась в институте, а вечером в аэроклубе изучала авиационную науку
В 1938 году, когда Доре было уже 20 лет, она вошла в официальную историю бурятской авиации, совершив свой первый полет. В газете «Правда Бурятии» напечатали фото учлета Доры Константиновой, сидящей в самолете. Там же на аэродроме Данара Николаевна в первый раз увидела своего будущего мужа. Логин Убеев пришел в аэроклуб с первым набором курсантов в 1934 году вместе с будущим Героем Советского Союза Василием Михалевым и стал первым летчиком-бурятом. После окончания курсов Логин Александрович работал в аэроклубе инструктором полетов.
— А познакомила нас его двоюродная сестра Федосья через год, в 1939 году. Тогда он приехал в Улан-Удэ с Халхин-Гола и жил у нее в гостях в бараке на первом участке ПВЗ. — вспоминала Данара Николаевна. Он приходил на аэродром, когда занималась наша группа, видел, как мы прыгали с парашютом. Видимо, тогда он меня и заметил, —
Встреча с мужчиной ее жизни перевернула судьбу «первой летчицы-бурятки». Ради семейного очага «вольная» девчонка, мечтающая о небе и подвигах, оставила учебу в институте и забыла об авиации. Замужество, первый ребенок и заботы о семье спасли Данару Николаевну от неизбежного военного призыва (она, летчица, естественно, состояла на военном учете) и почти неизбежной гибели в рядах «ночных бабочек» из легендарного «полка Расковой». Именно они на своих бесшумных «кукурузниках» У-2 на бреющем полете бомбили по ночам передовые линии немцев.
Проводив мужа на военную службу на Дальний Восток, Данара Николаевна в начале войны уехала в Аларь. Затем переехала в Иркутск, родила Логину Убееву еще трех дочерей. Воспитав и выучив четверых детей, она пошла работать. Была учительницей начальной школы в Алари, директором ателье «Одон» и директором универмага в Улан-Удэ, руководителем общепита Иволгинского района