Родился Матвей Михайлович Осодоев 10 августа 1935 года в улусе Улей Осинского района Усть-Ордынского национального округа Иркутской области. В семье Матвей был пятым среди восьми братьев и сестер. Детство будущего писателя совпало с суровыми годами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Военное лихолетье на все накладывало свой отпечаток: даже ребятишки начинали учиться позже. И Матвей пошел в школу в девять лет, потом были вынужденные перерывы в учебе, и лишь в 1956 г. ему удалось получить аттестат об окончании средней школы.
Об этой горькой, но незабываемой поре отрочества – своего и сверстников-друзей – впоследствии он напишет пронзительную повесть «Месть» (или «На дальней заимке»). Ее прототипами являются земляки писателя, а жизнеописание юного табунщика Ардана представляется нам, читателям, вроде тугого сплава двух судеб: персонажа книги и самого автора. Улус с поэтическим названием Улей не единожды упоминается в повести, и, наверное, прототипы учительницы Даримы Бадуевны, бригадира Ябагшана, конюха Намсарая, скотника Балта и других героев и поныне здравствуют там... Да, Ардану досталась тяжелая работа пастуха-табунщика. И он самоотверженно трудится, так как мечтает в целости сохранить колхозных лошадей, оставленных ему отцом, ушедшим на фронт. В прохудившейся одежонке он мерзнет в зимнюю сибирскую стужу, но мужественно отказывается от овчинной безрукавки. «Отдай в сельсовет, – отстранил рукой Ардан и, видя, что мать хочет возразить, торопливо добавил:
– Может нашему папке достанется... Он твою работу узнает... Сразу! Вот обрадуется!» Так по-детски и вместе с тем мудро успокаивает он свою мать.
Стихи и статьи М. Осодоев начал писать, будучи учеником старших классов. Они публиковались на страницах районной газеты «Знамя труда», а также в газете Усть-Ордынского округа. Два года после школы ему пришлось работать в полеводческой бригаде, табунщиком в родном колхозе «Адууша Улей» (Табунный Улей). Одновременно был избран комсоргом. Как активного и грамотного сельского корреспондента в 1958 г. Осодоева пригласили на штатную работу в редакцию окружной газеты «Усть-Ордын үнэн». Через год он удостоился чести быть участником областной конференции молодых и начинающих литераторов в
г. Иркутске. А в 1960 г. произошло и вовсе знаменательное событие: он выдержал творческий конкурс, сдал вступительные экзамены и стал студентом Литературного института им. M. Горького. Семинарские занятия известного поэта Сергея Смирнова, встречи и общение с замечательными мастерами художественного слова, деятелями искусства и культуры остались, по его собственному признанию, одними из самых памятных в жизни. Именно здесь он получил фундаментальные основы по теории литературного творчества и сам стал «шлифовать» свой стиль, свою манеру письма и в поэзии, и в прозе.
«Я приехал сюда из Рязанской области, Осодоев – из Иркутской, – вспоминал о той счастливой поре, студенческих годах, известный русский писатель, бывший главный редактор еженедельника «Литературная Россия» Эрнст Иванович Сафонов. – То, что мы оба были сельские, из деревни, и сблизило нас. Одинаково волновала контрастная смена обстановки: еще вчера – проселочные дороги, а сегодня – прекрасные улицы столицы; вчера мы были районными газетчиками, а теперь – студенты особенного московского вуза, сидим в светлых аудиториях, семинары приводят известные на всю страну писатели и литературоведов». Позже Эрнст Сафонов перевел на русский язык и издал в Москве две книги своего друга студенческой юности.
Первая книга М. Осодоева была издана в Бурятии на родном языке в 1967 г. – это рассказы в сборнике «Подарок внука». Потом он уже регулярно писал и печатался в г. Улан-Удэ: повесть «В жаркую летнюю пору» (1969), сборники прозы «Старший сын» (1971), «На дальней заимке» (1975), «Красавица Дүүхэй» (1978), книга стихов «Исток» (Родословная) (1979). Членом Союза писателей СССР он стал в 1976 г. После его смерти в Москве в издательстве «Современник» был выпущен сборник сочинений «Зов», включающий повести «На отшибе», «Зов», «Месть» (1982).
С Бурятским книжным издательством он тесно сотрудничал как талантливый автор. Но в течение нескольких лет работал в издательстве – с однокурсником поэтом Владимиром Намсараевым ежегодно выпускал и редактировал до 60-70 книг собратьев по перу.
Сочинения М. Осодоева неизменно привлекали и привлекают читателя яркой художественно-образной палитрой, незабываемым колоритом старинных обычаев, со вкусом и в меру использованными улигерно-эпическими народными мотивами и изречениями, пословицами и поговорками. И главное – в них описана, казалось бы, незатейливая и простая, но такая достоверная и выразительная сельская жизнь с ярчайшими образами близких и родных земляков. Верно замечает известный сибирский критик Т. Комиссарова в журнале «Сибирские огни»: «Национальные черты растворены в человеческой психологии героев. Описание традиционных бурятских скачек на ежегодном празднике Сурхарбан внутренне страстно, здесь нет внешней, показной напряженности действия.
Все частные рассуждения вокруг скачек, примет породы лошадей, возможных победителей, сам тон высказываний – свежи и полны жизни. Банальна мысль, что художник пишет сердцем, а не пером, но представляется, что, принципиальная творческая удача М. Осодоева связана в первую очередь именно с этим качеством. Его писательской рукой движет не холодный рассудок, знания, образованность, но чувство, которое нередко, вспомним восточную мудрость, вернее ума».