Родина – это всё: и прежде всего язык, природа,
древняя история своей страны, её
праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям,
а главное – труд, творческий, созидательный труд во имя своей страны, своего
народа.
В. Астафьев
12 марта в Национальном музее состоялись окружные этнографические чтения среди школьников "Одна -земля - одна культура".
Целью чтений являлось:усвоение учащимися и молодежью уроков прошлого с позиций
современного наблюдателя, осмысление взаимопроникновения культур в процессе
совместного проживания людей разных национальностей.
Чтения прошли по трем номинациям:
-
историческое краеведение (история населённых пунктов, ономастика, топонимика,
памятники истории и культуры);
- история
культуры округа (этнография традиционная и современная народная культура);
- литература
и искусство (история округа в сказках, преданиях, пьесах, поэзии)
. Критерии оценки:
-
оригинальность исходного материала - степень привлечения семейных хроник,
архивных и фото материалов;
- знание
литературы по теме и достоверность исторической концепции;
-
литературные достоинства работы;
- иллюстративное обеспечение материалов
32 исследовательские работы из всех
районов округа поступили в оргкомитет этнографических чтений. Объектами
изучения стали не только широкий круг культурно-исторического наследия, но и современные
культурологические вопросы.

Работа III окружных этнографических чтений была
организована по трем секциям. Интересной особенностью этого форума было
активное участие учеников 6-8 классов – более половины докладчиков.

В секции «История культуры округа»
прекрасную исследовательскую работу «Ехе тайлаган - Большой молебен» и свободное владение материалом показала Озонова
Мария, ученица 6 класса Аларской школы Аларского района, ей было присуждено 1
место.
2 место жюри присудило
исследовательской работе «Золотых дел мастер» ученицы 9 класса МБОУ Маниловская сош Аларского
района Воротыновой Оксане, она
рассказала о своей семье, имеющие
вепсские корни, о культурных традициях вепсов, о бабушке - мастерице, ткачихе,
солистке ансамбля.
3 место в этой номинации отдано
предпочтение Хангуевой Аяне ученицы 8
класса МОУ Усть- Ордынская сош №2 с исследовательской темой «Священные места
нашего района», в которой были перечислены практически все сакральные места
Эхирит-Булагатского района, построено генеалогическое древо своего рода.
Интересное выступление «Частичка
олимпийского огня» было у Рыбаченко Дарьи из Табарсукской школы Аларского
района - рассказ о своем двоюродном брате, участвовавшем в эстафете
олимпийского огня и опустивший олимпийский
факел на дно Байкала.

Много интересного о творчестве аларце - Вадиме Дейнеко, заслуженном артисте
России, артисте Иркутского театра народной драмы узнали слушатели из
выступления Халудоровой Валентины из Кутуликской школы.
В секции «Историческое краеведение»
наибольший отклик у жюри и слушателей получила работа «Антропонимика имен
обучающихся Хадаханской школы» Аскеевой
Антонины ученицы 7 класса Хадаханской
школы Нукутского района, ей присуждено 1 место. Антонина самостоятельно провела
анкетирование обучающихся и их родителей по нескольким вопросам, составила
рейтинг имен, составила диаграммы и на основе этих показателей сделала выводы и
ознакомила родителей и их детей.

Интересные исследования, связанные с топонимикой села Харат сделала ученица 11 класса Суворова
Надежда Харатской школы
Эхирит-Булагатского района и завоевала 2 место.

Кстати, Надежда на протяжении ряда
лет является участницей практически всех научно-практических конференций «Страницы
истории родного края», этнографических чтений «Одна земля – одна культура»,
конкурса школьных экскурсоводов, проводимых Национальным музеем и Центром
дополнительного образования детей. Научный руководитель Суворовой Н. - Мясникова Наталья Васильевна, учитель русского
языка, создатель школьного музея «Исток»
поблагодарила свою ученицу за кропотливый, исследовательский труд на протяжении
всей учебы в школе.
3 место в этой номинации присуждено
Башкуевой Ольге и Тапхаровой Елене (ученицам 10 класса Нукутской сош Нукутского
района), они познакомили слушателей с историей села Нукуты.

Особое внимание уделено секции
«Литература и искусство». С прекрасным
миром моринхура слушателей чтений познакомила Манзарханова Светлана ученица 10
класса Идеальской сош Аларского района. Отличное выступление, качественное
мультимедийное сопровождение Светланы
жюри оценило по достоинству и присудило 1 место.
2 место также занял ученик 9 класса Идеальской
сош Аларского района Абрамов Николай с исследовательской работой «Музыкальных
дел мастер А.Ф. Зонхоев», об одном из первых бурятских музыкантов –
профессионалов, солисте, увлеченном пропагандисте народной музыки Бурятии,
конструкторе, «Заслуженном артисте Бурятской АССР» Ардане Федоровиче Зонхоеве.
Не менее познавательной и
захватывающей оказалась работа «Сказание об Ашха – Баторе и происхождение кости
(яhан) тайбжан» Дульбитхаева Влада ученика 7 класса Новонукутской сош
Нукутского района, занявший 3 место в секции «Литература и искусство».
И по традиции для участников
этнографических чтений была проведена интеллектуально-познавательная игра «Что?
Где? Когда?», в которой победила дружная команда Аласркого района, второе место
- за нукутскими ребятами.
Победители и призеры награждены дипломами и ценными призами, а всем участникам вручены сертификаты.