Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Выпуск 5. Январь 2011 г.

Полезное
Версия сайта для слабовидящих

Ежемесячное научно–популярное информационное издание


МУК «ОСИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ  МУЗЕЙ»
Осинский районный историко-краеведческий музей был открыт 22 февраля 1990 года в приспособленном помещении здания районной библиотеки.
    Помещение музея пострадало при пожаре в 2000 году.  Экспонаты музея находились в хранилище до 2005 года. И только в 2005 году в реконструированном помещении здания гаража был открыт новый музей площадью 137 квадратных метров с 2-мя экспозиционными залами, кабинетом и фондохранилищем: 87 кв.м. занимает экспозиционно-выставочная площадь, 15 кв.м. площадь под хранение фондов.
    Основная задача 2010 года - строительство этнокультурного комплекса -  успешно разрешена. К 20-летнему юбилею музея построен этнокультурный комплекс: деревянная  и войлочная юрты. В деревянной юрте создана обстановка старинного  бурятского быта. Войлочная юрта предназначена для выставок по современной  бурятской культуре. Общая площадь музея  на конец года составляет 178,6 кв.м.
 Музейная коллекция  увеличилась на 25 единиц и на сегодня составляет 1421 единицу хранения: основной фонд-1020 ед., вспомогательный фонд-401 ед.
В 2010 году в музее было представлено 28 выставок, в том числе - 22 в выставочном зале музея, 6 - вне музея. На выставках экспонировались предметы из  фондов музея  и также  привлекались экспонаты из частных коллекций. С каждым годом интерес населения района к работе музея возрастает. Об этом свидетельствует рост посещаемости выставок, уровень и тематика, которых ежегодно обогащаются.
    Выставка, посвященная Сагаалгану,  вызвала большой интерес у наших посетителей, о чем свидетельствует увеличение числа посетителей в дни праздника.
   Совместно с районной библиотекой и школьными музеями проведена большая работа по сбору материалов по ветеранам ВОВ. Итогом этой работы стали выставка  «Они сражались за родину» и выпуск буклета «Земляки – герои тех огненных лет» о ветеранах, встретивших 65-ую годовщины Победы. В экспозиции выставки представлен список не вернувшихся с войны, а также оформлен стенд о ветеранах войны.
    Сотрудниками музея ведется работа по выявлению местных мастеров-умельцев: проведена выставка работ по вязанию Халтановой Доры Савельевны, организована выставка-продажа изделий из овечьей шерсти Хингеловой Альбины Андреевны из Ирхидея и также выставка – продажа бурятских унтов (годоhон) Хамаевой Елизаветы Маковны из Мольты. Работы Обусинского мастера  Хамаганова А.Д. являются украшением выставок районного, областного и международного значения. Впервые выставленные работы из бересты Бельгаева А.М. из Обусы были отобраны на областную  выставку на Малый Экономический форум.
Сотрудниками музея разработаны и ведутся  экскурсии по 10 экскурсионным темам, из них:
- по природоведческим выставкам – 1 тема: «Животный мир нашего края»
- по историческим выставкам – 4 тем:
     - «История праздника «Сагаалган»;
     - «История возникновения праздника «Сур-Харбан»;
     - «Археологические памятники Осинской земли»;
     -  «Традиционное жилище бурят»;
-  по краеведческой тематике- 5 тем:
    -  «Земля моих предков»;
    -   «Бурятские народные музыкальные инструменты»;
    -  « История района в лицах»;
    - « Мифы и предания в работах художников и модельеров»;
    - « Откуда мы родом»

Топонимика Обусинской долины

Пиханова А.М., учитель географии Обусинской СОШ

 
Этимология бурятских топонимов лингвистически достаточно ясна и прозрачна. Однако в составе бурятской топонимии есть названия, являющимися бурятскими только по употреблению, а по происхождению -иноязычными, добурятскими.
Поэтому при этимологическом анализе - следует различать топонимы собственно бурятскими по происхождению и употреблению и бурятские только по употреблению, которые в результате народной этимологизации иноязычных слов приобрели известный смысл на бурятском языке и оформились его правилами.
Бурятские географические названия по этимологии весьма различны. Можно выделить следующие по происхождению топонимы: природно-географические, социально-экономические, историко-этнографические, религиозно-мифические, лично-именные.
1. Названия, отражающие в себе  природно - географические условия.
Они более распространены, чем другие, и подчеркивают наиболее характерные внешние черты, свойства называемого природного объекта его количественное состояние.
Эти названия, как и этнонимические, наиболее древние, возникшие в период охотничье - рыболовного и скотоводческо-кочевого образа жизни наших предков, бурятских племен. Поскольку такой уклад экономической жизни во многом зависит от окружающих условий, то последние определили содержание топонимов. Охотник - рыболов или кочевшж - скотовод всегда должен был знать, где хорошие пастбища или богатые рыбой угодья, какие капризы или дары таит природа, уметь ориентироваться в окружающей среде, различать территориальные детали и многие другие черты природы, которые побудили желание выразить их через географические названия. Совокупность этих названий по существу представляло собой «географию» - географические познания древнего человека, т.е. свод тех представлений об окружающей природе, который можно было составить на заре человеческой культуры до появления методов научного познания природы. Топонимию местности, созданную древними людьми, следует рассматривать как их первые географические представления, как примитивную «географию».
В бурятской топонимии наиболее распространены названия, указывающие на места обитания тех или иных промысловых животных, в основном копытных: Бугата - изюбриный, Хандагайта —лосиный, Шандагатай - заячий, Унэгэтэй - лисий, Хэрмэтэй - беличий, Халюута -вьщриный, Баабгайта - медвежий и т.д.
В названиях от растений подчеркиваются преобладающие виды или указываются на тот или иной тип растительности. Примеры: Тайга -тайга, таежный, но часто этот термин как собственно название относится к ближайшему таёжному массиву, поэтому различают, Ехэ тайга, Баруун тайга, Хушатай тайга, т.е. большая, западная, кедровая; Ой -лес, соседний небольшой лес. Хаал - чаща, роща. Хуhата - березовый.
Борохал - от бурятского слова «боро» - серый и «хаал» -чаща, роща в низине. Действительно, недалеко от поселения находится берёзовая роща, имеющая издали сероватый цвет.
Поэтому при этимологическом анализе - следует различать топонимы собственно бурятскими по происхождению и употреблению и бурятские только по употреблению, которые в результате народной этимологизации иноязычных слов приобрели известный смысл на бурятском языке и оформились его правилами.
Бурятские географические названия по этимологии весьма различны. Можно выделить следующие по происхождению топонимы: природно-географические, социально-экономические, историко-этнографические, религиозно-мифические, лично-именные.
1. Названия, отражающие в себе  природно - географические условия.
Они более распространены, чем другие, и подчеркивают наиболее характерные внешние черты, свойства называемого природного объекта его количественное состояние.
Эти названия, как и этнонимические, наиболее древние, возникшие в период охотничье - рыболовного и скотоводческо-кочевого образа жизни наших предков, бурятских племен. Поскольку такой уклад экономической жизни во многом зависит от окружающих условий, то последние определили содержание топонимов. Охотник - рыболов или кочевшж - скотовод всегда должен был знать, где хорошие пастбища или богатые рыбой угодья, какие капризы или дары таит природа, уметь ориентироваться в окружающей среде, различать территориальные детали и многие другие черты природы, которые побудили желание выразить их через географические названия. Совокупность этих названий по существу представляло собой «географию» - географические познания древнего человека, т.е. свод тех представлений об окружающей природе, который можно было составить на заре человеческой культуры до появления методов научного познания природы. Топонимию местности, созданную древними людьми, следует рассматривать как их первые географические представления, как примитивную «географию».
В бурятской топонимии наиболее распространены названия, указывающие на места обитания тех или иных промысловых животных, в основном копытных: Бугата - изюбриный, Хандагайта —лосиный, Шандагатай - заячий, Унэгэтэй - лисий, Хэрмэтэй - беличий, Халюута -вьщриный, Баабгайта - медвежий и т.д.
В названиях от растений подчеркиваются преобладающие виды или указываются на тот или иной тип растительности. Примеры: Тайга -тайга, таежный, но часто этот термин как собственно название относится к ближайшему таёжному массиву, поэтому различают, Ехэ тайга, Баруун тайга, Хушатай тайга, т.е. большая, западная, кедровая; Ой -лес, соседний небольшой лес. Хаал - чаща, роща. Хуhата - березовый.
Борохал - от бурятского слова «боро» - серый и «хаал» -чаща, роща в низине. Действительно, недалеко от поселения находится берёзовая роща, имеющая издали сероватый цвет.
Гидронимы,
Гидронимы, т.е. названия водных объектов, являются основными в составе топонимии любого народа, так как вода есть одно из необходимых условий жизни человека. Речные долины с древнейших времен были местом обитания людей, реки издавна служили путями сообщения и главным ориентиром в окружающей природе. Карты первобытных людей - это карты гидрографической сети. Реки и их долины кормили людей. Поэтому названия рек, особенно крупных, более древнего происхождения, чем названия мелких рек и других объектов, которые часто именовались по названию реки.
Гидронимы на территории округа делятся на три группы:
Реки, имеющие иебурятские названия типа: Сдюдянка,
Наша река Обусинка имеет пятнадцать притоков, приведем названия некоторых из них.
«Горхон» означает ручей, канава для ручья. Ручеёк с таким названием впадает в реку Обуса, при его впадении находится это поселение. Дээдэ Юкта, Доодо Юкта -Верхняя и Нижняя Юкта. Юкта в переводе означает зимник или изба, в верховьях реки имеются зимники, где могут переждать непогоду охотники, Тойрур - блудить. Река не напрасно получила это имя, местность похожа на чашу, на дне которого ты находишься и сколько бы не шел вперед, все равно будишь ходить кругами.
Харабар - образовано от словосочетания хора - черный и бар -рысь.
В бассейне реки Обуса притоки Егаль, Хухо, Баша, Синта имеют эвенкийское происхождение, дожившее до нас.
Переход гидронимов к названиям населенных пунктов или других географических объектов для бурятской топонимии не очень характерен.
В очень редких случаях населенные пункты именуются по названию реки. Это, очевидно. объясняется кочевым образом жизни, отсутствием в прошлом постоянных, с устойчивым названием пунктов, Можно привести лишь несколько примеров подобного рода топонимических переходов:
река Аларь - улус Аларь, теперь с.Аларь, озеро Алят - улус Алят, р. Обуса - улус Обусинский, с. Обуса. Да и то эти названия сравнительно позднего происхождения. Русские же населенные пункты среди бурятских поселений названы бурятскими или другими местными названиями рек: Иркутск, Оса, Куда, Горхон, Обуса и т.д.
Названия орографических объектов у бурят образованы от словесного выражения их характерных внешних очертаний или от оронимических терминов. Следует подчеркнуть, что крупные орографические образования -нагорья, хребты - у бурят не имели собственных названий, а мезо- и микроформы рельефа поименованы очень детализовано. Такая особенность
топонимии обусловлена основной формой производства - кочевым скотоводством. Так, Яблоновый хребет именуется по названию одного из перевалов - Ябалгани дабан, многие другие хребты наречены по названию перевалов, вероятно, наиболее удобных для перехода. А в нашей местности - Улегэй дабаан, Долдойн боори, Улангин боори, Хайгай хушуун, Наштын нюр, Мэлтэн июр, Ухэрын бори.
II Историке - этнографические и экономико-географические названия
В бурятской топонимии особенно в названиях рек, речных долин и мелких населенных пунктов, большое распространение в прошлом имели топонимы от этнонимов, которые во многих случаях сохранялись в современной топонимии. Это объясняется родовыми отношениями охотников - рыболовов, кочевников - скотоводов, которых территория пастбищ, охотничьих и рыболовных угодий находилась во владении рода. Поэтому родоплеменные наименования перешли и закрепились за географическими регионами. Родовые имена бурятских племен хори, эхиритов и булагатов почти без изменения закреплены за названиями регионов, в которых эти роды проживали: Галзут, Гушат, Шайрайт, Саган, Худай, Бодонгут, Харганат и другие хоринские народы; Абзай, Шоно, Олзон, Баяндай, Хамнай, Борсо (эхириты); Алагуй, Бозо, Готол, Енгут (Янгут), Иржидей, Онгой, Олой, Хурдут, Шаралдай, Ноед, Барай (булагаты); Бадаржан, Болдой, Бурутхан (хонгодоры). Имена других родоплеменных группировок, присоединившихся к основным бурятским племенам, также закреплены в топонимах: Шарануты, Хутесхо, Хабариут, Икннат, Зунги, Дархад, Манжарук (Манжаураг), Бухэд, Муры, Олзой, Сонгол, Сартол» Зунгар, Харумша, Сэгэнут, hоед, Нохэ (Нохоураг); Иркит, Тэртэ, Долонгут и другие. Эти названия относятся к более или менее крупным поселениям (улусам, хотонам).
Многие топонимы происходят от наименований более мелких родовых подразделений, появившихся в позднее время, что сказалось на микротопонимии населенных пунктов.
Обуса образовалась в 1961 году при слиянии семи малых деревень - айланууд. В 1961 году из-за пуска в строй Братской ГЭС многие деревни были переселены. Произошло укрупнение сел. Но названия деревень остались в памяти
людей, так как это название местности или их родов: Сэгээнтэн, hабытан, Содгон, Замоод, Мокшоктон, Харанги, Уланги. Историк нашей школы объясняет некоторые названия тем, что это имена родоначальников этих родов: в давние времена жили три брата: Долдой, Тобхоор, Дабууд, Долдойн боори назван в честь Долдой, местность Тобхоор - в честь Тобхоора, а местность Дабууд - в честь брата Дабууда.
Лично - именные названия бурятской топонимии вообще не присущи. В прошлом у бурят не было принято называть географические объекты именами людей. Это до некоторой степени объясняется образом жизни кочевников, не привязанных к определенному месту жительства, отдельные речные долины, степные пастбища обычно назывались родовыми, племенными именами. С развитием классовой дифференциации в бурятском населении, особенно с развитием кашггалистических отношений, когда леса, пастбища, поля и другие угодья становились личной, монопольной собственностью имущего, нойонского слоя, появились лично - именные географические назвашю; по именам владельцев земель, тайшей. Теперь эти названия преданы забвению.
Ноёнхада, по-видимому, в этих местах жил ноён и эти земли принадлежали ему.
В отдельных улусных наделах мелкие озерки, урочища стали называться именами известных местных жителей. Теперь такие названия почти не существуют: в связи с коллект1Шизащ1ей сельского хозяйства, с исчезновением межей мелкокрестьянских владений исчезли дробные лично-именные названия угодий, урочищ.
Коллективизация вызвала новую группу имен посвящений: колхоз имени Ленина, Жданова и др. Некоторые из этих названий после укрупнения колхозов и преобразования их в совхозы перешли в названия селений, в которых находились эти колхозы. Например, отделение Ударник (д. Горхон - называли Ударником).
Этимология многих бурятских топонимов связана с различными историческими достоверными событиями, известными через народные предания.
Некоторые черты прошлой экономической жизни бурят также нашли отражение в названиях: о циклической форме перекочевки говорят топонимы времен года, о чертах кочевого быта - Забита (место перевала, остановки), Хореото. Куреть (изгородь), Сабшаланта (сенокосный), Обуса (убhэн -трава, сено); об очагах древней металлургии — Дархата, Дархитуй (кузнечный), Алтай (золотой).
Окончание в сл.выпуске