Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Бурятский обряд "Улгээдэ оруулха"

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
11.11.2024 Просмотров: 340

#традицииобычаибурят
Бурятский обряд « Улгээдэ оруулха»
Через несколько дней после родов наши предки справляли обряд улгээдэ оруулха- первого пеленания и укладывания ребенка в колыбель. До этого времени ребенок находился рядом с матерью в кровати.
На семейное торжество приглашали родственников, соседей вместе с детьми. Специально для этого торжества кололи бычка или барана.
Колыбель пользовалась у бурят особым почитанием и отношение к ней было весьма суеверным . Старую колыбель могли взять только от родителей мужа, если старая колыбель не сохранилась , заказывали новую местному столяру, причем только после рождения ребенка. Делать новую колыбель заблаговременно и иметь вещи для новорожденного заранее считалось у бурят греховным. Колыбель перед обрядом трижды «очищалась» (арюулха) огнем и окуриванием дымом священных растений. Окуривание колыбели связано с магической силой огня, который не только «очищал» колыбель от нечистой силы и всякого зла, но и обеспечивал ребёнку в будущем его спокойствие, сон, безопасность.
Отправление обряда укладывания в колыбель носило строго регламентированный характер. Вокруг колыбели собирались дети. Одна из женщин, обычно повивальная бабка, держала на руках новорожденного, другая – сваренную бедренную кость бычка (или барана) – шаата сэмгэ как обязательный атрибут этого обряда.
Около колыбели клали молоток, точило. Следует заметить, что в разных районах предметы, используемые в обряде, варьировались: помимо шаата сэмгэ были кинжал, молоток, точило, стрелы и т.д. Изначально обряд обставлялся таинственностью, носил магический характер. Но со временем в связи с утратой магического характера совершаемых действий эстетическая функция становится доминирующей и обряд стал восприниматься как веселое праздничное гуляние. Торжественно-праздничное настроение присутствующих детей и взрослых придавало обряду развлекательный, увеселительный характер, и весь ход обряда напоминал целое драматическое действо. У собравшихся детей спрашивали: “Кого укладывать в люльку: ребёнка или кость?” Дети отвечали: “Ребенка”. Следовал следующий вопрос: “Кого положить в люльку: ребенка или молоток?”. Отвечали: “Ребенка”. Эти вопросы с перечислением предметов повторялись дважды или трижды. Затем следовал вопрос: “Как пеленать ребенка: вверх головой или вниз?”. Малыши дружно отвечали: “Вверх головой”.
После этих традиционных вопросов – ответов, которые составляли основную часть обряда, ребенка, завернутого в шкурки, укладывали в приготовленную люльку, и детей просили спеть для малыша колыбельную песню. Дети вместе со взрослыми исполняли известные им песни.
Гости дарили новорожденному разные подарки: вещи для ребенка, коня, овцу, теленка. Новорожденному мальчику принято было дарить мужские принадлежности: нож в ножнах, лук со стрелами , седло. Родители в свою очередь одаривали присутствующих: мужчинам подносили новые рубашки, женщинам шелковые платки. Торжество заканчивалось пиршеством и благопожеланиями в адрес родителей и новорожденного.
Колыбель находится в постоянной экспозиции «Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа».


Теги материала:

#традицииобычаибурят