Бодонова Аурика, 7 класс
МБОУ «Тарасинская СОШ», Боханский район
Телефон 8-950-109-91-99, aurikabodonova@gmail.com
Эрдэни Батухан - государственный деятель Монголии, активный участник становления дружественных отношений между Монголией и Россией. Здесь в России, а точнее на малой родине - село Тараса Боханского района его помнят и знают, как Никиту (Миситу) Федоровича Бутуханова. Он с ранних лет познал все тяготы тяжелого крестьянского труда. Мальчик с детства пас скот, заготавливал сено, занимался всеми работами в хозяйстве. Позже, родители отдали сына на обучение в местную школу, затем определили в Иркутскую учительскую семинарию, тем более что в семье были старшие сыновья, которые помогали управляться по хозяйству.
Ему было уже около двадцати лет, когда он стал студентом, но учился с большим старанием, проявлял интерес к знаниям и общественным явлениям, увлекался демократическими идеями. Успешно закончив семинарию, в звании учителя был направлен в родную Тарасу. Жалование у учителя начальных классов было бедственное, кроме того Никита Федорович предпринял шаги по пропаганде среди населения идей свободы и равенства, за что был отстранен и выслан как «неблагонадежный».
Вместе с женой Сэсэг Трубачеевой он переехал в Забайкалье и поселился недалеко от Хулэннорского ( Тамчинского) дацана. Здесь и случился переломный, судьбоносный момент, который определил всю дальнейшую личную, общественную и просветительскую деятельность Н.Ф Бутуханова: и это была встреча с известным ученым Цэвээном Жамцарано, который посоветовал ему поехать в Монголию, где проживают люди, которые способны участвовать в развитии молодого Монгольского государства. По воспоминаниям родственников, в Монголии уже проживали родственники жены Сэсэг, которые помогали им в первые месяцы.
С 1914 года Никита Федорович проживает вместе с семьей в Монголии. В монголо-русской школе города Урги он работал вместе с Д.А. Абашеевым из Укыра и с Н.Т. Данчиновым из Алари. Они обучали монгольских детей русской грамоте, знакомили с азами европейской культуры и науки.
Одно из самых незабываемых событий в жизни Эрдэни Батухана – это поездка в Москву и встреча с В.И. Лениным. 28 октября 1912 года в Москве открылась конференция с прибывшей делегацией дружественного народно-революционного правительства по заключению договора о дружбе и братстве между Монголией и Россией. Советская Россия стремится установить дружественные отношения с Монголией, что она будет оказывать революционной Монголии необходимую поддержку, что в лице Советской России монгольский народ всегда будет иметь искреннего и верного друга и защитника. Это событие описал наш земляк В.Г. Дагуров в стихотворении «Бурят у Ленина»
А толмачём был, думаете, кто?
Бурят! Мисита Бутуханов
Наш боханец, из Тарасы,
Неграмотного Педра сын
Живого Ленина, из уст его
Переводил, с ним сидя рядом…
Педагог по образованию Э. Батухан (так его называли в Монголии) до 1924 года также занимался преподавательской деятельностью в учебных заведениях столицы Монголии, работал научным сотрудником в Ученом комитете страны. Заведывал школьным отделом при Министерстве внутренних дел.
С образованием в 1924 году самостоятельного Министерства просвещения стал его первым министром и в этой должности он проработал в течение 1924-1929 годов.
В целях развития народного образования Э. Батухан во главе монгольских делегаций посетил многие страны, в том числе СССР, Германию, Францию, Италию. В результате в 1924 - 1929 гг. были заложены основы современной системы образования в Монголии. Во многих школах Монголии трудились приглашенные их Бурят-Монголии (современная республика Бурятия) учителя.
В 1925 - 1926 гг. была предпринята попытка, узнать о своем родственнике, для этого в Монголию отправился Владимир (сын Шушки - старшего брата Никиты) с женой. По воспоминаниям Г.И Хонгодоровой, он пробыл там недолго и приехав обратно рассказывал: «Наш Мисита очень важный человек. Дал нам чек и посоветовал приобрести одежду, обувь, а мы не знали, что делать с этой бумагой – чеком. Там очень много скота, целыми табунами пасутся в «баян ялгах» (богатых степях). Я не хочу туда ехать снова только «хулуншээр болохобди» (работниками будем). Таким образом, эти слова, возможно, остановили подготовку переезда к знаменитому родственнику в Монголии.
Известный монгольский поэт Ц. Дамдинсурэн сообщил некоторые сведения о последних днях жизни Э. Батухана на свободе. Он рассказал его дочери Оуюне, что «в 1937 году во время отдыха в Крыму встречался с Э. Батуханом, который отдыхал в одном санатории вместе с секретарем ЦК МНРП Элдэб-Очиром». По его словам они много времени проводили вместе, устраивали товарищеские дискуссии и играли. Один из вечеров был тоскливым и холодным. Э. Бутухан был легко одет и при уходе в санаторий надел пиджак поэта. На следующий день, когда Ц. Дамдинсурэн пришел к нему за пиджаком, его встретил Элдэб-Очир и полушепотом сказал: «В эту ночь Э. Батухан арестован. За ним пришли люди в военной форме, торопливо произвели обыск, опись его личных вещей и, объявив, что он «враг народа», увели».
Военный трибунал Ленинградского военного округа сообщил, что по отношению к Э. Батухану, Цэдэн- Еши Дашабалану и Матвею Амагаеву было допущено беззаконие, они подверглись ложному обвинению. И они на законном основании реабилитированы. Документ о реабилитации пришел на имя Марфы Федоровны Бутухановой - Ергоновой, которая жила в селе Укыр Боханского района и сейчас там проживают, как и в Тарасе дальние родственники именитого нашего земляка..
Родная его сестра Марфа Ергонова и ее дети Роза и Кена, живущие в с.Укыр имеют некоторые доказательства приезда брата и племянников. По их воспоминаниям, сам Н.Ф Бутуханов был однажды и привез сервиз Марфе в Тарасу и два сундука с ключами, которые хранятся у Р.И Ергоновой. Говорят и о факте приезда Радны - сын, он был в Укыре у своей родной тети и «капал» на родине - Тарасе в доме Л.И Бутуханова. В этот свой приезд Радна забрал с собой все материалы и документы о реабилитации отца, которые хранились в семье Марфы Ергоновой.
Именно Радна, больше всех известен на родине, как гостеприимный человек. У него в гостях был, в начале 60-х годов, Н.Буяев, посетивший Монголию по работе.
Бывали и в Монголии и другие Бутухановы, жившие в Улан-Удэ и они рассказывают и помнят приятные впечатления о встречах с родными.
Каждый человек носит, в своей душе теплое чувство к тому месту, где он родился и рос, которое он называет малой Родиной. Есть такая традиция у народов: поклонись земле, на которой рожден; попроси успеха, счастья, здоровья у своих предков; принеси извинения за ошибки, недостатки, обещай помнить и чтить.
Литература:
- Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2004, Усть-Ордынский