Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

«УНГИНСКИЕ НАПЕВЫ". Имегенова Т.

Полезное
Версия сайта для слабовидящих

Введение

Актуальность темы:

Народный фольклор занимает особое место в сохранении культурного наследия какого-либо народа. Они способствуют сохранению и укреплению нации.

Актуальность данной работы заключается в том, что сейчас многие забывают свои корни. Мало кто хочет углубляться в историю, т.к. считают это неинтересным и не понимает, к чему это может привести..

Цель исследовательской работы: Воспитание нравственно-эстетических чувств, уважения к культурно-историческому прошлому.

Задачи: • Развить интерес к культуре бурятского народа • Воспитать бережное отношение к объектам народного творчества • Обобщить полученные результаты исследования Гипотеза: Получение новых знаний, а также проявление интереса к изучению истории культурного наследия у сверстников. Объект исследования: Народный фольклор Предмет исследования: Сохранение культурного наследия

План действий: 1) Использовать в качестве источника информации школьную библиотеку, архив Дома Культуры МО «Закулей» , а также использовать некоторую информацию жителей села; 2) Проанализировать работу и подвести итоги.

В переводе слово «folc-lore» означает «народная мудрость».

Фольклор – это коллективное творчество народа, которое выражает его отношение к миру и идеалы, также оно является неким «зеркалом» менталитета бурят.

Фольклор - традиционная народная культура и художественный фонд, питающий своими мотивами и образами национальную литературу и искусство. Фольклор вечен и неисчерпаем, как не ограничена во времени и разнообразна в своих проявлениях сама жизнь народа. Фольклор был универсальной формой познания жизни и освоения мира. Весь пережиток прошлого, большие и значимые события и внезапные повороты в судьбах людей нашли художественное отражение в разножанровых произведениях в виде устной поэзии.

В данной работе хотелось бы рассказать о Закулейском «Народном» бурятском фольклорном коллективе под названием - «Унгинские напевы».

Творческая характеристика фольклора

Фольклорный коллектив «Унгинские напевы» находится в Нукутском районе Иркутской области.

Направление – фольклор (народный вокал). Коллектив был создан в 1974 году.

Директором Закулейского ДК работала К.П. Махутова . Н.С. Шаповалова возглавляла отдел культуры, художественным руководителем была З.П.Шипицина. Вместе они приняли решение о возрождении истории быта бурят. Поговорив со старожилами села, у них получилось записать ёхорные напевы. Так началось возрождение национальной бурятской культуры в селе. Во многом помогла А.Г. Салданова - учитель бурятского языка и литературы, которая создала шикарный музей в здании старой школы. Много интересного внесла сама К.П. Махутова, активисты посетили супругов Хамаевых, Трубачеевых. Они с удовольствием напели варианты застольных и ёхорных песен. Таким образом, собирая с миру по нитке, создали фольклорный коллектив «Унгинские напевы»

Сегодня, коллектив имеет огромный опыт работы в области традиционной народной культуры. Первым руководителем коллектива была Балсунаева Дарья Харламовна, но у истоков коллектива стояли З.П.Шипицина и К.П.Махутова . Они внесли большой вклад в историю национальной культуры. Сейчас же им руководит Шанарова Жанна Никитична.

В коллективе около 18 человек; в основном возраст участников составляет – от 50 лет и старше.

Задачи коллектива

Коллектив занимается возрождением традиционных форм, поиском перспективных норм и методов приобщения молодого поколения к традиционному наследию. Это коллектив единомышленников со своими традициями, многообразием форм, методами ведения коллектива и жанров. Рабочая программа включает в себя ряд взаимосвязанных направлений: собрание, изучение, освоение и пропаганда бурятской традиционной народной культуры. В основе репертуара: народные бурятские песни, иногда с элементами исполнения танцев, обрядовые игры, разновидности ёхоров и сами обряды – «Освещение юрты», «Сватовство жениха», «Проводы на охоту», «Свадебный обряд» и т.д.

Даже был создан Молодежный хореографический ансамбль «Молодость Унги» - спутник бурятского народного фольклорного коллектива «Унгинские напевы».

Так, главная задача коллектива «Унгинские напевы» - это возрождение, сохранение, развитие и преемственность национальных традиций и обычаев бурят, бурятского музыкального фольклора, а также привлечение всех слоев населения разных возрастов к художественному творчеству, чтобы передавать исконно-бурятские традиции.

 

Достижения коллектива

На протяжении уже многих лет коллектив «Унгинские напевы» является активным участником всех культурно - массовых мероприятий нашего села и района. За все годы существования, коллектив добился немалых успехов:

1977г. -диплом лауреата I степени Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся в РСФСР 1975-1977гг. г. Иркутск;

1986г.- Лауреат Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвященного 70-летию Великой Октябрьской Социалистической революции; дипломант III степени областного фольклорного фестиваля «Сибирские родники»;

1987г.– участники Дни культуры Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в г. Иркутске;

1989г. - участники регионального Всекузбасского фольклорно-этнографического праздника «Сибирские самоцветы» на приз газеты «Труд» с программой «Ёхорные напевы», г. Кемерово;

1991г.- участники Третьего Всесоюзного фестиваля народного творчества (1988–1991 гг.) – проводился в период подготовки к ХIХ Всесоюзной партийной конференции,70-летию Ленинского комсомола,45-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне,120-летней годовщине со дня рождения В.И.Ленина; Лауреат областного фестиваля самодеятельного народного творчества. Присвоение звания «Народный»;

1992г. - победитель окружного смотра, посвященный Встрече белого месяца

2011г. -Лауреат I степени областного фестиваля песенного фольклора Б. Голоустное Иркутского района.

 

2015-2017гг.

- диплом участника: Народный коллектив «Унгинские напевы» представлял район на V международном этнокультурном фестивале кругового танца «Ёрдынские игры», местность Хоторук Ольхонского района;

- диплом участника: Баталамжа XII Бугэдэ Буряаай Уласхоорондын «Алтаргана -2016»Ундэhэн Ехэ Нааданда;

- диплом участника: фестиваля традиционного кругового танца евразийских народов VI Международный этнокультурный фестиваль «Ёрдынские игры – 2017» игры народов Евразии, местность Хоторук, Ольхонский район;

- диплом II степени: участие в областном этнофестивале «Мы разные. Мы вместе», п. Залари; в этом фестивале участвовали более 50 коллективов. Закулейский КДЦ бурятский народный коллектив «Унгинские напевы» также представлял район. Именно там коллектив защитил звание «Народный».

- диплом за сохранение и развитие традиционной народной культуры XIX открытого фестиваля традиционного народного творчества «Алмазные грани» г. Свирск»;

- диплом лауреата III степени Константинова Анастасия МО «Нукутский район» в номинации «Авторская бурятская эстрадная песня» в окружном конкурсе исполнителей бурятской эстрадной песни «Сэдьхэлэймаялга»

- диплом лауреата III степени награждается Константинова Анастасия МО «Нукутский район» в номинации «Дебют» в возрастной категории от 17 и старше в окружном конкурсе исполнителей бурятской эстрадной песни «Сэдьхэлэймаялга»;

- диплом участника Хабаев Виктор МО «Нукутский район» в окружном конкурсе исполнителей бурятской эстрадной песни «Сэдьхэлэймаялга»;

-диплом II степени: районный фестиваль творческих коллективов «Сибирские посиделки» в рамках празднования Дней русской духовности и культуры «Сияние России»;

- диплом II степени: Болотова Надежда Петровна в номинации «Художественное слово» районного фестиваля творческих коллективов «Сибирские посиделки», посвященного Дню пожилого человека.

Заключение

В завершении работы хотелось бы подвести небольшой итог:

Фольклорная традиция жива, если сохраняет в целостности свое мифологическое и образное начала, исповедует унаследованные эстетические каноны и художественные формы. Так, народный фольклор сохраняет все очарование и непреходящую силу своего духовного, эстетического воздействия на людей. Постоянно обогащающийся жизненный опыт, историческая память, бьющая ключом духовная жизнь народа – вечный безграничный источник мудрости народа, его веры и правды, добра и красоты.

Изучив весь материал, который удалось найти, я узнала много новой информации о коллективе своего села.

Таким образом, можно заключить, что поставленные цели и задачи выполнены. На мой взгляд, работа содержит интересный и полезный материал.

 

Список использованной литературы:

1. Егунов Н.П. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа. Улан – Удэ, 1984.Шаракшинова Е.К. Фольклоризм современной бурятской прозы, Иркутск, ИГУ, 2004

2. «Культура бурят Прибайкалья» , редактор-составитель: Л.Г.Ерошенко, Иркутск: изд-во «Репроцентр А 1, 2012. – 224 с.: ил. - С. 190.

3. Опрос жителей села, работников и участников фольклорного коллектива «Унгинские напевы».