Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

История музея

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
 
ИСТОРИЯ НАШЕГО МУЗЕЯ

24 февраля 1944 года бюро окружного комитета партии Усть-Ордынского Бурят-Монгольского национального округа приняло постановление «Об организации окружного краеведческого музея в рабочем поселке Усть-Орда». Открытие музея ставило целью показ и изучение культуры западных бурят. Здание, выделенное под музей, принадлежало Эхирит-Булагатскому району и было предназначено под интернат. Этот дом был подарен колхозниками сельхозартели им. XVII партсъезда и собран в Усть-Орде методом народной стройки. 
9 февраля 1946 года на заседании исполкома Усть-Ордынского Совета народных депутатов трудящихся было вынесено решение о продаже этого помещения музею и изыскании 25 тысяч рублей на покупку его у районо и ремонт. Из-за здания будущего музея, а это был наспех собранный сруб без окон, дверей, потолка и пола, разгорелись нешуточные страсти: Иркутский областной отдел народного образования категорически запретил продавать его. В то время на весь Эхирит-Булагатский район было всего две средних школы, и интернат был очень нужен, чтобы размещать детей, приехавших на учебу из дальних деревень. Но денег так, вероятно, и не нашлось, так как в отчете директора Преловского за октябрь 1947 года есть такие строки: «В конце октября неожиданно в окружкоме ВКП(б) встал вопрос о ликвидации музея, передаче фондов Иркутскому музею и передаче здания под интернат...».

Здание Усть-Ордынского окружного краеведческого музея. 1949 г.


Несмотря на распоряжение прокурора о выселении, сотрудники сумели отстоять музей. К тому времени была проделана огромная работа:

Дом для музея был подарен колхозниками сельхозартели им. XVII партсъезда и собран в Усть-Орде методом народной стройки. Первый директор этого музея, А. Улсаханов, собирал экспонаты для разделов по истории бурят-монголов в прошлом, национально-освободительного движения и борьбы за Советскую власть, истории социалистического строительства, об участии земляков в Великой Отечественной войне, о природе округа; летом 1946 года состоялось его открытие для массового посещения. шел активный сбор экспонатов, которым сразу же находилось место в экспозициях, формировалась библиотека. Были заключены договоры с кафедрой зоологии ИГУ на изготовление чучел, которые и по сей день экспонируются в музее. Под руководством научного сотрудника областного музея П.П. Хороших проводились археологические экспедиции по Эхирит-Булагатскому району и по результатам обследования была составлена карта «Археологические памятники на территории нашего округа». В составе экспедиции профессора А.П. Окладникова сотрудники совершили археологическое обследование Баяндаевского района. 


Экспозиция музея была следующей. В первом зале (отдел природы) располагались чучела животных, коллекции минералов, сведения о происхождении Земли. Во втором зале (отдел истории) находились археологические и этнографические предметы. В третьем зале (отдел соцстроительства) были размещены экспонаты по Великой Отечественной войне, портреты героев-земляков, материалы о пятилетнем плане. В 1960-е годы музей стал общественным, что крайне отрицательно повлияло на его деятельность. В 1984 году в ходе централизации музей вошел в состав Иркутского государственного объединенного музея (ИКОМ) на правах филиала. К этому времени здание вконец обветшало, и жизнь музея продолжилась в здании школы постройки 1938 года после проведения в нем капитального ремонта.
 

 

Сотрудниками ИКОМ на площади более 300 квадратных метров была разработана экспозиция, отражающая быт коренного населения с древнейших времен до настоящего периода. Археологическая экспозиция показывает историю развития древнего человека. Древнейший палеолитический период края представлен Буретской и Мальтинской стоянками. Открытия М.М. Герасимова в 1928 году, И.В. Арембовского и А.П. Окладникова в 1936 году носили сенсационный характер, так как ранее отрицалось заселение человеком Сибири в эпоху древнекаменного века. Материалы вошли во все мировые сводки по палеолиту и учебники по археологии. Этот раздел экспозиции дает представление о природе, климате, хозяйственном укладе, жилищах, украшениях и предметах искусства, религиозных культах края в палеолитический период. В мезолите со значительным потеплением климата появляются новые популяции животных, новый хозяйственный уклад — рыболовство. О верованиях в загробную жизнь в неолите свидетельствуют раскопки учителя истории Каменской средней школы Н. Фетисова. В погребениях им обнаружены орудия охоты, труда, украшения, глиняные сосуды. В бронзовом веке употреблялись орудия, характерные для неолита, появились более совершенные. Керамические изделия стали украшаться более сложными орнаментами. В железном веке в экономике происходит крутой переворот — окончательно исчезают из быта каменные орудия труда, появляются железные. Происходит одомашнивание животных. Усиливаются связи с другими регионами. Петроглифы с Манхайского городища, датируемые VI–X веками нашей эры, знакомят с древней историей, хозяйством, бытом курыкан, живших в Кудинской долине, и являются прекрасными образцами изобразительного искусства. В галерее представлены: всадник с боевым штандартом, сцены облавной, одиночной охоты, кочевок, дикие и домашние животные. На Манхайских писаницах изображены лошади легкого сложения, схожие с породистыми лошадьми В одном из залов Государственного национального музея Средней Азии. Это объясняется давними и тесными связями курыкан с родственными им народами южных районов древнетюркского кочевого мира.

В одном из залов Государственного национального музея Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Фото И. Бержинского

Раздел экспозиции «XIX век. Буряты» рассказывает о материальной и духовной культуре коренного населения, раскрывает хозяйственный уклад, быт, прикладное искусство, религиозные воззрения. Основу хозяйства составляли скотоводство, охота, рыболовство, земледелие, лесное собирательство. Буряты держали много скота: лошадей, коров, коз, овец. Были развиты домашние промыслы — обработка шерсти, кожи. Женщины, занимаясь выделкой кож, мехов, хорошо знали особенности материалов, их практические свойства, степень сложности в работе с ними. Выделка кожи и меха производилась разными приемами и способами, процесс был трудоемким. Грубая сыромятная кожа шла на изготовление упряжи. Из дымленых кож, которые не боялись влаги и становились мягкими, шили одежду, обувь. Важным занятием женщин являлась обработка шерсти, из которой валяли войлок, вязали чулки, носки, рукавицы, пояса; ткали ковры — «тары» из конского волоса и козьей шерсти. Рукавицы, унты, шапки шили из овчины, сукна, бархата, богато украшали вышивкой. Любимым материалом для изготовления утвари было дерево: мастера знали особенности различных пород, практически вся посуда, мебель и некоторый сельхозинвентарь делались из дерева. Высоко ценились кузнецы — «дарханы», дар кузнеца считался даром небес. Особым почетом пользовались ювелиры, изготавливавшие из серебра украшения, ножи, курительные трубки, пояса, седла. О связях с Монголией, Китаем свидетельствуют мужская и женская одежда, украшения. На почетном месте в жилище находился сундук, в котором хранилось добро и богатство семьи. Существовало несколько типов сундуков: прямоугольные деревянные — «абдары», и более поздние — деревянные, украшенные металлом.

 Фрагмент экспозиции музея. Фото И. Бержинского


Все ремесла бурят: выделка шкур, обработка дерева, шерсти, домашнее ткачество, вышивка, насечка серебра на металл — представлены в стрелохранилище, обязательном свадебном атрибуте. Невеста, наполнив стрелохранилище стрелами, привозила его в дом жениха и ставила в изголовье кровати. Стрела у монголоязычных народов — символ богатства, которое измерялось количеством детей и скота. Традиционная религия западных бурят — шаманизм, отличительные черты которого — обоготворение природы и поклонение духам предков. По шаманистским понятиям мир делится на три части: верхний, в котором проживает самое большое божество — Вечно Синее Небо, рядом с ним 55 добрых юго-западных и 44 злых северо-восточных божеств. В среднем мире обожествлены «эжины» — хозяева местности. В нижнем мире поклоняются духам ушедших предков. Посредниками между людьми и тремя мирами являются шаманы, обладающие сверхъестественными способностями вступать в контакт с духами. При этом, воздействуя на них, шаманы выявляют причины проблем, возникающих у людей, при помощи различных обрядов, жертвоприношений, молений. В экспозиции представлены важнейшие атрибуты шамана. В зале «Почета» документальные материалы рассказывают о политических, военных деятелях, представителях научной, творческой элиты, героях труда и спорта. Богатый природный мир, обоготворение его бурятами нашли отражение в зале «Фауна». Выставочный зал площадью более 12квадратных метров принимает выставки.

На территории музея располагается комплекс под открытым небом «Бурятская крестьянская усадьба конца XIX – начала XX века». Буряты, к тому времени перешедшие на оседлый образ жизни, зимой жили в усадьбах-зимниках, а летом переезжали на привольные, с богатыми пастбищами и сенокосами летники. В составе комплекса посетители могут познакомиться с жилыми и хозяйственными постройками, в частности осмотреть дом-зимник, юрту, амбар с традиционным убранством. Такой тип построек и планировка, неизменные на протяжении длительного времени, сегодня ушли из быта.

  Комплекс под открытым небом. Юрта. 1996 г. Фото И. Бержинского


За последние сложные годы музейная сеть в округе увеличилась. Для сохранения культурного наследия с 1993 года ведутся работы по переводу лучших школьных музеев в государственные. В состав музея входили три филиала, которые позже стали самостоятельными музеями.  Основу экспозиции Осинского историко-краеведческого музея составляют этнография бурят, история района, его животный мир. Литературный музей А. Вампилова, возникший после его трагической гибели вначале как общественный, в настоящее время входит в МБУК "Краеведческий музей Аларского района". В экспозициях рассказывается о жизни и творчестве знаменитого драматурга, уроженца поселка Кутулик. Богатейший краеведческий музей имени В.Ф. Раевского, созданный трудами учителя географии Е.Н. Титова, знакомит с прошлым края — археологией, бытом крестьян, жизнью ссыльного декабриста Раевского, каторжной Сибирью и современной историей.

С 1995 года музей носит звание государственного национального. Он активно участвует в общественной жизни региона, воспитывает общество на выработанных в течение многих поколений истинах, культивирует опыт проживания в многонациональном государстве, социально адаптирует членов общества. Музей формирует позитивный имидж региона, его туристическую привлекательность. Работа с иностранными туристами высоко оценена, в нашем арсенале несколько золотых, одна бронзовая медали и множество дипломов. Музей сотрудничает с музеями региона, научно-исследовательскими организациями. Созданный в тяжелые военные годы, музей развивается, проходя вместе со своим народом через радости и трудности и верно служа ему.