Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

"Малая родина – улус Красная Буреть" Коняева Евгения

Полезное
Версия сайта для слабовидящих

Коняева Евгения, 6 «б» класс,

МБОУ «Тарасинская СОШ»,

Боханский район,

Телефон: 8-901-663-05-52

e-mail: VNU1964@yandex.r

Малая родина – улус Красная Буреть

Недалеко от города Иркутска — столицы Восточной Сибири, в 110 километрах по реке Ангаре, раскинулось большое село Буреть, заселенное русскими переселенцами в далёкие времена освоения. В 7 километрах от него находится улус под одноименным названием, древнее поселение коренных жителей края - бурят, заселивших когда-то эти земли.

Улус Буреть исторически основан в веке (350—400 лет назад). Происхождение буретцев исчисляется со времени появления бурятского племени булагат. По определению ведущих ученых-этнографов (М. Н. Хангалова, Г. Д. Санжеева, С. П. Балдаева и др.) бурятский народ состоит преимущественно из 4 племен: булагатов, эхиритов, хори и хонгодоров, названия которых произошли от имен их легендарных предков: Булагата, Эхирита, Хориноя и Хонгодора.

Булагат

Булгаан хара

Бузгаан хара

Шестой сын по имени Готол, наш ближайший предок, впоследствии и стал родоначальником бурят- готольских родов. Г отол имел трех сыновей: Тудэ — первый готол, Турген — второй готол, Тутхэн — третий готол и дочь Голохан. Она была красавицей. Сохранилась поговорка: «Готоли сайхан Голохан»

Готол

Тудэ (I род) Тургэн (II род) Тутхэн (III род) Голохан

Влюбленный Тогто мэргэн (в других источниках - Субдэг), недолго думая, воспользовавшись случаем насильно увез ее к себе домой. Братьев Голохан в этот момент

дома не было. Они уехали в местность Бордео на «зэгэтэ аба» (на охоту). Когда братья вернулись, то не застали своей любимой сестры. Недолго погоревав, они быстро собрались и поехали вслед за похитителем. Когда братья приехали в верховья реки Лены, на земли цэгэнутского рода, богатыря Тогто мэргэна дома не оказалось, он отправился наказать тунгусов, воровавших его скот. Забрав сестру и имущество Тогто мэргэна, братья возвратились домой. Голохан оказалась беременной, и в родительском доме она родила сыновей-близнецов (эхир хубууд), одного назвали Аргаhан, другого Абаши.

Впоследствии близнецов как чужеродцев (хари) вынудили переехать на незаселенное место в долине речки Горхон (или по другим данным на остров), впадающей в Ангару, там они и стали жить. Юрты и усадьбы буретских бурят-старожилов на левобережье Ангары тянулись до нынешней территории Тайтруки (реки Белая) Усольского района, железнодорожных станций Белая и Половинки, по правобережью Ангары — от села Олонки до села Каменка, включая острова. Жители были отличными стрелками, физически сильными, ревностно защищали занятые территории от иноземцев и землепроходцев.

Ранее улус Буреть состоял из двух частей — Нижней и Верхней. В Нижней Бурети живут потомки Актая — сына Абаши, выходца готольского племени. От Актая появились сыновья: Хазаан, Хадаан и hарсян.

В Верхней Бурети (в настоящее время она не существует, а земля используется под пашню) прижились выходцы давно прибывшего в эти места и быстро обурятившегося племени верхнеленских хамниганов.

На западе территория улуса Буреть начинается от Хандын хада (Священной горы). Этой высокой горе буряты и русские поклоняются одинаково, останавливаются и молятся. Восточная граница территории — земли деревни Новая Алендарь, заселенной переселенцами. Она появилась в советское время на родовых землях улуса Буреть — летних буретских пастбищах, или летнике. Позже ей были отведены еще и пахотные земли Будно и Алендарь.

Наши предки были верующими — шаманистами. Отдельные семьи под влиянием русских ходили в православную церковь, где не только молились, но и крестили своих детей в церквях сел Буреть и Олонки. Однако, в основном, они все же оставались шаманистами.

Именитые (как бы аттестованные) шаманы (ёдото бонууд) улуса Буреть похоронены в лесах местности Зурхэн ундэртэ: Тэпшен боо из рода Хадана; Таряшаа боо, Алтай боо, Шулун боо из рода Пасхиновых-Казаковых; Егор боо из рода Адушиновых; Ханхасай боо из рода Пальнуевых; Семен боо из рода Хогоевых; боо из рода Хабеевых. Когда-то была такая шаманка (Ромашка тоодэй), ее муж Алексан из рода Тарасовых-Хогоевых. О ней ходили легенды, что порою во время обряда, молебна она могла превратиться в птицу. Великий дар её передался другому – Семёну боо, который мог прилететь на место камлания раньше, чем прибывал сам.

С птицей связывают и само название улуса Буреть – БYргэд, что означает « беркут, ястреб». Вот, что пишет Д.П. Дмитриев: « Бургэд шенги гуйдаг мориной айлаа хубун Актай, бурьяса харяхан мориной эжен Актай, бургэд айлаа болхогут? – не из той ли вы деревни, где конь Актая летит, как ястреб?» Эта хищная птица во множестве водится в этих местах и её прилет – кружение во время проведения тайлгана, считается хорошей приметой. Разорение гнезда этих птиц приводило к очень плохим результатам, так мой прадед Сергей Ангинович Убугунов, совершивший такой поступок, впоследствии стал слепым и вынужден был ходить с поводырём, с кем-то из внуков.

 

Абаша

Улгаан

Банай

Убгэн

Анга

Сергей

Февралина

Руслан

Я - Женя

Во многих святых местах буретцы приносят подношения духам воды, земли и воздуха и сейчас, выполняя заветы старших. Ежегодно проводятся тайлганы: на Хандын-хада, Тухроон у речки, Петров на 12 июля, хотят возродить и 14 октября - на Похрооб хада.

Очень интересные факты, события по истории селения рассказывает Дора Дмитриевна Дмитриева, в малолетстве она часто слушалf беседы своей мамы и женщин, вечерами, собиравшихся вместе для выполнения какой-либо работы: выделывание кожи, пошив унтов и одежды, вязание изделий, изготовление вещей. Позже они обменивали эти товары на другие в соседних деревнях или вывозили к реке Ангара, чаще несли всё на себе.Также я спросила и другие названия, которые сохранились в нашей деревне и Дора Дмитриевна, назвала и помогла с примерным объяснением содержания:

№ название содержание характеристика

1. БYДНЭ Граница территории Так называется территория возле деревни Н-Алендарь, где находились крайние поля краснобуретцев

2. ЗУГААЛГАН Веселье Так называется территория возле деревни Н-Алендарь, где проходили встречи, праздники молодёжи

3. ХYМХYРХЭ Крутой склон Место, где из-за поросшего состояния ,не видно крутых мест, приводящих к опрокидыванию

4. АДУУhАН Домашнее животное Массив, где долгий выпас домашней скотины

5. БYРГЭ YЗYYР Острие беркута Северо-западный край территории, принадлежащих Красной Бурети

6. МОЖОЭЙХА Отдельное место Лесной массив и поле- резкоотделённые

7. ДУГААГ дугообразный Лес, соединяющий две вершины территории

8. hАЛБАН ТАНАЙ Место сбора Удобное место, прикрытое от ветров

9. YНДЭР НАРhАД Высокие сосны Отдельные деревья огромной высоты

10. УЛААН ХYЛТЭЙ Красная конечность Земля, в составе которой больше глины

11. БYРТЭГ (ЕХЭ, БАГА, ХООРОНТИ) Нечетко разделённая территория Плавно соединяющиеся склоны большой, средний, малый

12. ЗYYДЭН Дальние Самые крайние, даже незнакомо-забытые

13. УХАА МОДОН Потерянный лес Сохранённый лесной массив, где в прошлом проводились захоронения

14. ХАНШААР Округлое место Теплый луг вблизи деревни

15. ДЭЭДЭ АЙЛ Верхний улус Поселение, более отдалённое от Ангары

16. ЭРЬЮУЛГЭ Поворот Место, где произошли столкновения бурят с казаками

17. ХАНДЫН ХАДА Стена-гора Гора Шаманка, где проходит первый ежегодный мужской тайлган

18. ХЭБТЭ ХАДА Лежачая гора Очень пологая гора без крутых краёв

19. АБГАЙН УРДА ХАДА Старшая, первая гора Гора, напротив деревни, как отсчётная точка начала селения

20. ХАЙРТЫН ХАДА Песочная гора Гора, богатая песчанником

21. ПАХРООБ ХАДА Укрытая гора Гора, где проходил последний ежегодный тайлган, связана с наступлением бурятского нового года - 14 октября

22. НАБТАР ХАДА Низкая гора Гора, самая невысокая из всех

23. ШYРЭГТЭЭН Ремесленники Местность, где жили ремесленники-мастера: белые и чёрные

24. ДУБУУНТААН Живущие на пригорке Высокая местность, где стояли юрты

25. ТАНАЙТАН Ближнее поселение Территория поселения в углубленном месте

26. ТАРЯАТАЙ ДУБУУН Зерновые поля-пригорки Полевые площади для посева зерновых культур

27. ДОРГОТО Место, где водится барсук Место обитания барсуков

28. ХYЛ ШЭБЭР Лес в виде ноги Дремучий лес с очень высокой растительностью

29. ЗYРХЭН Сердце Середина территории, принадлежащая

Красной Бурети и вид сверху говорят, похоже на сердце

30. ШАБШАНТЭ Места сенокошения Лучшие сенокосные угодья

31. ДYНДЭГЭРТЭ (ЕХЭ, БАГА) Оконечность с приподнятыми краями Эти возвышенности, предотвращают и снижают ветровые эрозии летом и зимой

32. БУРЬИ ТОЛГОЙ Голова Бурети Святое место поклонения буретцев и поныне

33. БАРУУН ЯЛГА Западная падь

34. ЗYYН ЯЛГА Восточная падь

35. АЛААНДЭР Многодневка Много дней находились на этой территории: летние пастбища, летники

 

Со многими названиями связаны легенды:

Бурьи толгой – подготовлена торжественная встреча дорогому гостю - разбойнику Амагзаю, который шел грабить улус. После такого приёма он отказался от этой цели и до смерти не нападал на улус.

Эрьюулгэ – историческое место отражения нападения казаков с Ангары, препятствие для дальнейшего проникновения вглубь территории.

Хандын хада – место захоронения великой шаманки, которая, как мать охраняет и защищает улус и в современное время

Yндэр нарhаад – три священные сосны великих размеров, существовавшие в лесах местности Зурхэнэ ундэртэ, которые видели, уходящие на фронт земляки со станции Белой (Черемхово). Этот лес берегут и сейчас во времена «чёрных лесорубов».

Алаандэр – есть озеро без дна (оёр убэ), когда там упал и утонул жеребёнок, то позже труп всплыл в Ангаре.

Конечно, это трудная работа находить и записывать материал, старожилов становится все меньше и меньше. Теперь они отказываются рассказывать, ссылаясь на память и мы не очень – то и слушаем. Но, я думаю нельзя, зная, слыша какую – то историю про родину, забывать это. Моя тётя сочинила и ансамбль в деревне поёт на эти стихи песню:

«…Предкам мы, спасибо говорим

За эту землю вас благодарим

Она богата, щедра и сильна

Как Россия – Родина моя…»

Список литературы:

1) Балуров И.М. О древнем улусе Буреть и его жителях, У-Удэ, 2003, 40 с.

2) Дмитриев Д.П. Из истории Боханского и Осинского районов, У-Удэ, 2001,140 с.