Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

"История возникновения населённого пункта Аларского района д. Алзобей". Преловская А

Полезное
Версия сайта для слабовидящих

 

                                                   Выполнила: Преловская Алиса, ученица 6 класса, Кутуликская СОШ, (12 лет) 

                                         История возникновения населённого пункта

Аларского района д. Алзобей

 

Введение

 

«Любовь к родному краю, знание его истории

 – основа, на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества»

(Д. С. Лихачёв).

 

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. История родного края неразрывно связана с историями отдельных людей и историей страны. Родина там, где родился и где вырос человек.

Проблема изучения истории возникновения населенного пункта Алзобей является значимой, т.к. время проходит, люди уходят, которые могли бы хоть что - то рассказать о возникновении нашего села, поэтому возникла потребность и желание изучить данную тему и провести собственное исследование.

Цель: раскрыть историю возникновения д. Алзобей, узнать, как жила деревня раньше и сейчас, показать значимость изучения истории родного села для воспитания чувства гордости за свою малую родину.

Задачи:

  1. Изучить литературу о д. Алзобей
  2. Провести беседы с родителями, бабушкой, жителями деревни и людьми, знающими историю возникновения села
  3. Собрать материалы по данной теме (документы, иллюстрации, фото и т.д.)

Легенда о возникновении деревни Алзобей

Алзобей –  по имени одного из предводителей хонгодоровского племени, рода «Олзобэ», перекочевавшего в XVII веке из Монголии в Прибайкалье. Олзобэ, по бурятским легендам, известен как старейшина, понимавший необходимость перекочевок бурят в спокойные места по причине междоусобных войн монгольских феодалов, на север, в пределы «белого царя» (России).

Название происходит из личного мужского имени «Олзобэ». Вместе с тем, название можно производить от бурятского – «прибыль», «доход», «выгода», «добыча». В то же время следует обратить внимание на то, что имя Олзобэ могло образоваться от топонима с прибавлением суффикса – бэй [1 С.24]

 

Жители Алзобея: хозяйство, быт, культура

 

Хозяйство в д. Алзобей крупное, хорошее, богатое.

Как рассказывала моя бабушка, в Алзобее хорошо было развито скотоводство. В хозяйстве держали крупнорогатый скот, свиней, гусей, баранов и кур. В 1975 г. в деревне построили ферму. Туда ходили доить коров 3 раза в день: в 5 ч. утра, в 12 ч. дня и в 7 ч. вечера. Доярки одевали специальную фуфайку. Она шилась из толстого слоя ваты, обшитая чёрным ситцем, застегивающейся на пуговицых [ 5, 2].

В майское время сажали картофель по 10 кулей, а также сажали овощной огород, заготавливали дрова.

Летом все жители деревни собирали ягоды, варили варенье, делали толчёнку (раздавливали землянику с сахаром и в банки, очень полезно и богато витаминами), пололи и огребали картофель, поливали и пололи огород. Также с мая и все лето заготавливали дрова, берёзовые. Почти возле каждого дома, была берёзовая поленница. Заготавливали много, по несколько телег.

Осенью заготавливали сено скоту на зиму, собирали урожай картофеля (в хорошие года с 1 куля собирали по 10 мешков картошки, из 10 кулей – 100), выкапывали мелкий огород: морковку, свёклу и т.д.

В нашем Алзобее проводились праздники, такие как, саламатка, сагаалган (праздник белого месяца), отжимка.

К Сагаалгану готовились задолго до праздника. Мужчины наводили порядок в хозяйственных делах, женщины занимались уборкой дома и во дворах. Затем обкуривали благовониями домочадцев, скот, дом и все постройки (очищали себя и дом с постройками от плохого, вредного).

Рано утром люди встают, встречают месяц белой пищей и молоком, накрывают на стол: сметана, молоко, творог, домашний сыр. Обязательно надо накормить скот, чтобы были сытые, а также домашних питомцев.

В сельском клубе собирался народ, проводили праздник, работники сельского клуба совместно с некоторыми жителями устраивали концерты: пели песни, ставили сценки, проводили конкурсы и т.д.

В конце праздника, люди находящиеся в клубе вставали и танцевали ёхор (бурятский ритмичный танец кругом), позже садились за накрытый стол и угощались.

Праздник Саламатка проводился в летнее время. Мужчины готовили поляну для праздника, в эту поляну входила игровая зона (футбол, волейбол, бег, поднятие гирь, борьба), зона для приготовления пищи, для которой делали навес, украшенный березовыми ветками.

Младшее поколение ходили по дворам, собирали сметану и муку для приготовления саламата. В день праздника вся деревня собиралась на поляне, женщины накрывали стол, готовили угощения, варили главное блюдо – саламат в большом медном чане. Проводили конкурсы и игры. Мужчины проводили вольную бурятскую борьбу, после игр все садились за стол.

Праздник «отжимка» проводился после сбора урожая с полей, в конце сентября – начале октября. Посвящался завершению полевых работ. В праздничные мероприятия входило не только угощение, танцы, но и награждение тружеников села, полей.

Таким образом, традиционные праздники жителей Алзобей были ежегодными и очень интересными. Праздники сплачивали всех жителей. Даже могли приходить гости из других сел. Всех радушно принимали и угощали.

Кстати, раньше бабушки  ходили в бурятской национальной одежде не только в праздничные, но и в обычные дни. Это были платья типа булууза и халадай с отложным воротником, цельнокроеное, с широкой декоративной полосой. Платья шились из шёлка, бархата, х/б тканей. Поверх платья надевали длиннополую безрукавку, по бортам и подолу отделанную аппликациями и вышивками. И обязательно, золотые или серебряные украшения.

 

 

Великая Отечественная война в судьбе жителей Алзобея

 

Когда началась Великая Отечественная война, не остались в стороне и жители  деревни Алзобей. По разному сложилась судьба защитников Отечества: кто то вернулся в родные края, а кто то сложил голову на далёких просторах страны и Европы. О них хранится память у жителей села [ 5, 1].

Фёдоров Буда Алексеевич был призван в Армию и попал на Западный фронт. Участвовал в освобождении городов Восточной Пруссии. Воевал он в качестве телефониста связи. Имел медаль «за отвагу». За долгие годы войны, он не раз был ранен. Три ранения были легкими, на левой руке остался след от осколка. 

В 1946 году Буда Алексеевич был демобилизован. Вернувшись в родной улус, работал в животноводстве.

Федоров Борис Алексеевич, родился 15 января 1924 г. в у. Алзобей Голуметского района.

Учился в ФЗО г. Черемхово, имел бронь. 1 июля 1944 г. был призван Аларским РВК. Служил в артиллерийском полку Дальневосточного фронта. Воевал с японцами. После победы над Японией вернулся в родной колхоз. Умер в 1966 г.

Бадрянов Борис Константинович участвовал в битве на Курской дуге и в других боях за родину. За героизм и отвагу он был награжден медалями «За отвагу» и «Победа над Германией». После разгрома фашистов, он попал в госпиталь с пулевыми ранениями в спину и ноги. Домой вернулся в декабре в 1945 года.

Башинов Николай Галсанович Был призван в ряды Советской Армии 1 апреля 1942 года. Не вернулся с фронта. Пропал без вести.

Баторов Доржей Данилович Служил рядовым в пятой гвардейской мотострелковой бригаде 399-ой стрелковой дивизии в должности связиста; 135 отдельный гвардейский танковый полк – телефонист. Демобилизован 22.10.1946 г. в звании гвардии сержант. Командир телефонного отделения.

 

Земля Алзобея богата учёными

 

С  Алзобея есть много выдающихся людей. Например: Басаев Геннадий Доржиевич. Он – доктор исторических наук, профессор. Родился в 1928 г. в улусе Алзобей. В 1945 г. после окончания Аларской средней школы поступил на историко – филологический факультет Иркутского государственного университета им. А. А. Жданова.

Басаева Клара Доржиевна – доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки республики Бурятия. Родилась 8 января 1930 г. в улусе Алзобей. В 1946 г. окончила Аларскую среднюю школу, в 1954 г. факультет гуманитарных наук Иркутского госуниверситета.

Бухаева (Басаева) Ирина Доржиевна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, отличник народного просвещения СССР, заслуженный деятель науки РБ.

Родилась 31 октября 1932 г. в улусе Алзобей.

Соктоев Александр Бадмаевич – доктор филологических наук, профессор, член – корреспондент РАН. Родился 23 февраля 1931 г. в улусе Алзобей [2, С. 16].

До «Перестройки»

После революции образовался Красный Алзобей, управляющим был Малющенко, затем недолгое время просуществовал колхоз им. Н. С. Хрущева, управляющим был Долженков. В апреле 1957 г. образовался совхоз «Аларский», неотъёмлемой частью которого стал Алзобей. Ещё в Алзобее открылась школа 1929 – 1930 гг. Уже в 1966 г. открыли восьмилетнюю школу. Дети ездили с периферии: Шантой, Заречная, Хигинск, дети жили в интернате. Учителя были с разных мест.

В 1959 г. провели электричество. Началось укрепление деревень Доодэйалзобей, Бурутхон, образовали новую деревню Алзобей. По Жану Александровичу Зимину, сведения по материалам переписи, включавшим оба улуса – 318 человек (163 мужчин и 155 женщин).

В советское время жизнь кипела… работала ферма, склад, были магазин, ФАП, почта, школа, клуб. Люди были заняты работой, молодежь училась, дети бегали по улице, играли…

Но в 90-х гг. жизнь стала меняться, причем не в лучшую сторону. От безработицы, от слома «жизненных ценностей» люди уезжали или спивались… так происходило по всей стране, к сожалению.

 

Алзобей в наши дни

В настоящее время численность населения составляет 130 человек. Алзобей состоит из двух улиц «Центральной» (приложение 1) и «Школьной». В 2015 – 2016 гг. установили памятник погибшим, а в 2020 г. установили детскую площадку. В населенной местности находится сельский клуб, библиотека, и ФАП (фельдшерско – акушерский пункт). Школу к сожалению закрыли, т.к. детей совсем не стало. Баторова Аграфена Витальевна говорит: «в 2008 году я начала работать учителем начальных классов в  школе Алзобея. Тогда было 4 начальных класса, 12 учеников, 2 учителя: Тумурова Дора Владимировна и я. Конечно, когда детей мало, это признак того что деревня угасает, исчезает, т.к. старое поколение постепенно уходит, молодые уезжают». Сейчас дети с Алзобея ездят на школьном автобусе в с. Аларь и учатся там. Многие из Алзобея переехали в районный центр Кутулик, в Иркутск, Ангарск и в другие уголки России [5, 3].

 

Выводы

 

Изучая данную тему я поняла, что в истории малых населенных пунктов есть общее с историей страны, те же процессы, этапы развития. Но есть и отличия: отношение к жизни, менталитет, характер, традиции. Все жители Алзобея, живущие в других местах, поддерживают друг с другом связь, общаются, помогают, проводят землячества. Приезжают в деревню, помогают своим близким.

Историю родного края нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы мы знали свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык.

Теперь я точно знаю, как произошла моя любимая деревенька, мой Алзобей, куда меня так сильно тянет. Каждые каникулы я с удовольствием провожу там.

 

 

Список использованных источников информации

 

  1. «Топонимика Усть – Ордынского Бурятского округа», Гурулёв С. А., г. Иркутск, изд – во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2011 г.
  2. «Ученые из Аларского и Нукутского районов Усть – Ордынского Бурятского автономного округа», Басаев Г.Д., г. Улан – Удэ, Издательство Бурятского Госуниверситета, 2007 г.
  3. «История Аларского района», Зимин Ж.А., г. Иркутск, Иркутская областная типография, 1994 г.
  4. Интернет – ресурс: http://irkipedia.ru/content/alzobey
  5. Информанты:

1. Бутуева Аграфена Борисовна (заведующая сельским клубом д. Алзобей)

2. Преловская Татьяна Будаевна, моя бабушка, жительница д. Алзобей,

3. Баторова Аграфена Витальевна, учитель истории МБОУ Кутуликская СОШ.