Кускенова Мария, ученица 10 класса МОУ "Байтогская СОШ." Эхирит-Булагатского района представляет свою исследовательскую работу «История моего села Байтог», научный рук. Бальбурова М.Л.:
- Введение.
На уроке истории России была затронута тема истории родного края,
и мне захотелось узнать, в связи с какими событиями она появилась, и для этого я провела свое исследование.
Мне нужно было – научиться работать с дополнительной литературой, находить полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы.
Для поиска ответов я обратилась за помощью к толковому словарю, поговорила со старожилами, встретилась с работниками библиотеки, посетила краеведческий музей, и сайты Интернет, фотографировала, обратилась за помощью к учителю истории. Провела исследовательскую работу, восстанавливала события прошлого.
Основополагающие вопросы:
Как и почему появилось название Байтог?
Кто населял нашу местность в древности?
Кто основал Байтог?
Проблема: Как изучить историю деревни?
Цель исследования: собрать и изучить информацию об истории возникновения деревни Байтог, о знаменитых людях нашего края.
Задачи:
- собрать, проанализировать историю образования Байтога.
- пообщаться со старожилами деревни.
- передать через различные средства информации знания о родном крае различной аудитории;
Деревня появилась давно, и многие хотели бы узнать, когда именно она появилась, почему ее так назвали. В своей работе я попытаюсь рассказать о нёй все, что сама узнала.
Названия окружают человека с самого рождения – в раннем детстве он узнает названия своей улицы, своего района, города, села. С возрастом кругозор расширяется, и человек оперирует все большим количеством названий и возникает желание узнать: что они означают? А поможет мне топонимика. Топонимика – наука, изучающая географические названия. Топоним Байтог вероятно тюркский и происходит от слов бай – «богатый», «большой» и таг – «гора» или от древнетюрксих слов бай – «священная» и тай – «гора».
Деревня Байтог – наша малая родина. Она расположена на правом берегу реки Куды, при впадении в нее речки Мольки, в 48 км к северу-востоку от поселка Усть-Ордынский, и в 18 к юго-западу от центра сельского поселения – села Ахины. В нем 215 дворов, проживает 415 человек (по данным последней переписи населения).
Актуальность темы очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша великая Родина
- Далекое прошлое нашего края.
История села очень древняя, предполагается, что еще в эпоху палеолита наши края населяли люди, что было подтверждено археологическими раскопками проводимыми летом 2018 г. Иркутским национальным исследовательским техническим университетом в местности Апхай. Археологи занимались исследованием пяти городищ-святилищ в Кудинской долине. В одном из шурфов на стоянке «Улан-Байтог-3» был обнаружен фрагмент глиняного сосуда с узором-штамповкой в виде восьмилучевой звезды и элементами зубчатого орнамента. Ранее керамика с подобным декором не встречалась в байкальском регионе. Далее в ходе раскопок в районе села Байтог археологи обнаружили древние деревянные конструкции на вершине валов городищ-святилищ Яняшен и Турэсэ-Ундэр. Ученые предположили, что когда-то на этом месте могла быть изгородь. Теперь участникам экспедиции предстоит тщательно изучить угли, найденные в районе полевых работ. Специальный анализ позволит определить возраст конструкций. Обнаруженные находки и их дальнейшее исследование, по мнению ученых, позволит создать детальную культурно-хронологическую схему истории развития района. Уточняя границы археологических памятников, проводя раскопки, археологи делают шаги к их сохранению.
На горе Байтог были обнаружены древние петроглифы. В книге «Шишкинские писаницы» академика А.П. Окладникова говорится: "Небольшая, но замечательная группа писаниц находится в Байтоге, что в 30 километрах от Усть-Орды". Книга издана в 1959 году, и примерно в то же время писаницы были уничтожены. Вандалы давно приглядывались к ним — то свое имя по соседству нацарапают, то нецензурщину. Но писаницы сохранялись до тех пор, пока Оренбургской ПМК, дислоцировавшейся в деревне Серафимовск, не потребовался строительный камень. Кроме того, на горе Байтог имеются писаницы, относящиеся к неолиту и курыканскому времени. К большому сожалению, писаницы в настоящее время практически не сохранились.
Житель Байтога – Боронов Вадим Александрович при вспашке огорода в 2016 году обнаружил ножны от боевой шашки. К сожалению, мы не смогли выяснить, к какому точно хронологическому периоду они относятся. Но это говорит о том, что наш край населяли с давних времен.
- Образование села
Одна из легенд гласит, что основателем основных родов Байтогской земли был Бура. Бура был одним из семи сыновей богатыря Хадалая, имел много земель от Качуга до Эхирита и был умелым охотником. В поиске новых земель однажды он оказался неподалеку от горы Байтог и был очарован красотами местной природы.
Матрена Хандыхановна Хантаева в 1990 году так записала это предание со слов старейшин: "Кругом горы, просторная долина, посередине течет речка Куда. Солнце закатывается. Бура вмиг выстрелил в изюбря, зажарил на вертелах, наелся, лег спать. Наступило утро. Бура любуется природой, наслаждаясь утренним воздухом. Вдруг на горе Усоохэй видит клубы дыма. Бура удивляется: кто мог ночью приехать и занять его земли? Седлает коня, берет лук и скачет по направлению к незваным гостям. Подъехал к войлочной юрте и стал кричать: "Как вы смеете без моего ведома жить на моей земле?" На крик вышли седовласые старик и старуха, стали просить и умолять, чтобы богатырь их не трогал, что им жить осталось недолго и приехали они из далека, спасаясь от преследований лам. Бура немного смягчился, понял, что перед ним шаманы и попросил совета о ниспослании детей, поскольку имел только одного сына. Старики посоветовали ему провести тайлган (жертвоприношение) хозяину горы Байтог, что Бура и сделал. Вскоре один за другим у него начали рождаться сыновья — всего восемь человек".
Так гора Байтог стала священным местом для многих потомков Эхиритов. От старшего его сына Буры, Абхая, произошел Абхайский улус. Часть его потомков живут в Байтоге и Гаханах. Потомки второго сына Буры, Алага, поселились по соседству. Третьего сына Буры звали Ахайдаем, его наследники осели в Харанутском улусе, в верховье реки Куды. Потомки Хингаета, четвертого сына Буры, — в Хутском улусе, пятого, Хантая — в Обхойском улусе, недалеко от Байкала. Шестого сына Буры звали Минганом, и его дети поселились в улусе Минган Байтогский. Это поселение славилось богатыми скотоводами и мудрыми сказителями. От седьмого сына Буры, Гала, произошла часть Байтогского улуса, север которого заселили потомки Тиймэра, восьмого сына Буры.
- Знаменитые люди нашей деревни.
Наша малая родина знаменита не только своей историей, но и знаменитыми людьми, которые прославили нашу деревню и помогли ей. К ним относятся:
5 докторов наук:
- Онтоев Дмитрий Омокович - доктор геолого-минералогических наук;
- Никифоров Кузьма Александрович - доктор технических наук, академик, член – корреспондент РАН;
- Хамеев Василий Максимович – доктор технических наук;
- Багдуев Роман Исаакович - доктор технических наук, изобретатель прибора ночного видения;
- Бутуханов Анатолий Богомолович – доктор сельскохозяйственных наук.
15 кандидатов наук:
- Хадалов Петр Иннокентьевич – кандидат философских наук;
- Сыренова Дорида Семеновна – кандидат технических наук;
- Маркусеев Вячеслав Александрович – кандидат технических наук,
- Николаева Ирина Савельевна - кандидат экономических наук и многие другие.
Выдающийся спортсмен:
- Манжуев Вячеслав Николаевич – мастер спорта международного класса, поэт,писатель, член Союза писателей России;
Участники боевых действий:
- Бахрунов Иван Ильич, младший сержант, награжден орденом Мужества (посмертно)
- Мархаев Максим Владимирович, награжден орденами Мужества, "За офицерскую честь", медалями "За ратную доблесть", "За службу в спецназе", нагрудными знаками "За отличие в службе", "Участник боевых действий МВД". С 2007 года несет службу в г.Хабаровск
- Хантаев Василий Харинаевич - Герой Советского союза, чье имя носит наша Байтогская школа. Его биографию и биографии всех знаменитых людей бережно хранят в музее нашей школы.
Это еще не все люди, родившиеся и прославившие Байтог. И я верю, что этот список выдающихся людей никогда не закончится.
- Байтог – сегодня.
В настоящее время на территории нашего села находятся следующие социальные объекты: дом культуры, краеведческий музей, детский сад и школа. В колхозно-совхозные времена здешний совхоз «Байтогский», первым отделением которого были Ахины, слыл передовиком производства.
Наш Байтог все равно, что музей под открытым небом. В центре деревни находится основная ее достопримечательность — огромные дома с шикарной резьбой на наличниках. Ровно век назад эти старинные постройки принадлежали купцам, проживавшим в разных деревнях. В Байтог их перевезли для того, чтобы отдать под школу.
— Старики говорили, что в начале прошлого века в Байтоге была школа, но никаких архивных документов о ней не сохранилось, — рассказывает директор Байтогской школы Людмила Георгиевна Ханхасаева, которая также живет в одном из бывших купеческих домов. — В 1924 году, по рассказам старожилов, со всей округи в Байтог начали свозить большие дома раскулаченных богачей из близлежащих деревень. Всего таких домов набралось шесть — все они и по сей день стоят рядом, в одном дворе, который сначала был школьным. В каждом особняке учились дети. Так было до 1942 года, пока в Байтоге не построили школу. В купеческих домах стали жить учителя.
Летом 1983 г. произошел пожар, и с тех пор Байтогская школа расположена в д. Серафимовск. По инициативе директора Байтогской школы Борхонова Ивана Григорьевича в январе 1995 г. школе было присвоено звание Героя Советского Союза Василия Харинаевича Хантаева, а 5 мая 1995 года в торжественной обстановке состоялись церемонии открытия бюста Героя Советского Союза В. Х. Хантаева и мемориальной доски на здании школы его имени.
Свидетельства более давней истории деревни Байтог и ее жителей можно найти в местном музее. В обычной небольшой квартирке дома, который принадлежал Байтогскому совхозу, хранятся орудия труда позапрошлого века; в оборудованной под юрту комнате можно увидеть кухонную утварь из серебра, старинные бумажные деньги и монеты, одежду женщин буровского рода, охотничьи принадлежности — от стрел с кораллом и настоящим оперением до кованого кинжала, которым, по преданию, байтогский мужик Богачев убил пять медведей. В других комнатах хранятся деревянные жбаны, из которых раньше пили тарасун, сундуки и даже вытесанная из дерева статуэтка известного в тех местах сказителя легенд Болхолжона Богомолова, который жил в Байтоге в прошлом веке.
Музей этот организовала больше 30 лет назад местная учительница Аграфена Багинова. Она со своими учениками ходила по домам и собирала старинные вещи. Потом уехала, передав этот музей в руки своей коллеги - Матрены Хандыхановны Хантаевой, учительнице родного языка. В то время музей располагался в уголке школы. Матрена Хандыхановна продолжила дело и открыла новый отдел, посвященный истории села и района. Так были найдены и записаны легенды разных родов, которые проживали на этой земле в незапамятные времена. В 1983 году старая школа сгорела, музейные экспонаты спасали всем селом. Теперь это школьный музей, расположившийся в одном из кабинетов нашей школы. В 2000 году музей перешел по наследству к дочери Матрены Хандыхановны — Людмиле Гергиевне Ханхасаевой, учителю родного языка и директору Байтогской средней школы.
Заключение.
Бережное отношение к своей старине, к своей истории делает человека более богатым душевно и мудрее. Поэтому необходимо хранить память и уважение к труду наших предков, их трудовым традициям, обычаям, уважение к ним. В наше время школьники плохо знают историю и культуру своего народа, родного края, страны. И с годами она может вообще забыться. Недаром говорят, что поколение без прошлого – это ничто. Поэтому больше внимания должно уделяться истории родного края, привития любви к нему.
Подведя итоги, можно сделать следующие выводы:
Исследовательская деятельность по изучению истории села предоставила мне возможность получить необходимые знания по истории родного края. Она способствовала развитию нашей индивидуальности, интеллекта, творческих способностей.
Я надеюсь, что эта работа поможет в дальнейшем духовно – нравственному воспитанию учащихся нашей школы, привитию патриотизма, любви к своему селу, народу, стране в целом.
Трудность работы заключалась в том, что все сведения имеют историческую давность, эти сведения разбросаны, а старожилов осталось единицы. Исследовательская деятельность по изучению истории села предоставила нам возможность получить необходимые знания по истории Родного края, я ознакомилась с историко-культурным наследием села, своей малой Родины.
Список использованной литературы.
-
- https://regnum.ru/news/innovatio/2484648.html
- Газета «Окружная правда».
- http://baik-info.ru/region/2006/18/002001.html
- А.П. Окладников «Шишкинские писаницы» / Иркутск, 1959 г.
- https://baitog.wixsite.com/baitog/--c1skv
- Криченивкер Е.М. Золотые Звезды воинов Бурятии. Улан-Удэ, 1968 г.