С 12 июля начала работу выставка "Маskи". Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. Слово «маска» происходит через французское masque от итальянского maschera или испанского máscara. Возможными предками являются латинские (не классические) mascus, masca = «призрак», и арабское maskharah = «шут», «человек на маскараде».
Экспозицию составили работы Хаирова С., Протопоповой Р.Б. и Гилязова В.Д. На открытии выставки авторы поделились некоторыми секретами своего творчества, а Анвар Сафиулович провел мастер-класс по вырезанию бумажных масок на этнические мотивы.
«Маски», это миллионы образов и настроений вырезанные из обычной бумаги, кожи, пластика и т.д. Автор экспозиции Анвар Сафиулович уникален тем, что в своей жизни он совмещает не совместимые вещи, по первой своей профессии он повар-кондитер, в настоящее время он работает юристом, плюс ко всему он коллекционер.
Мээн тю — прорезание в бумаге силуэтов, элементов изображаемого предмета или сюжета с последующим выгибанием прорезанных силуэтов, создающих образ. Изделия в технике мээн тю, представленные в экспозиции, изготовлены не только из бумаги, но и из пластика с последующей окраской. Дополняют экспозицию маски из кожи, воска, терракоты, глины, пластики, ткани, ниток, поролона.
Мастер — Анвар Сафиулович Хаиров, иркутский юрист и коллекционер. Резьбой и техникой мээн тю Анвар Сафиулович занимается с раннего детства. Первые пробы его творчества относятся к жизни в деревне Кутулик. Мастер не имеет последователей в настоящее время, но надеется их обрести.
Техника мээн тю относится к одному из видов искусства народов Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. Наряду с искусством складывания бумаги оригами, мээн тю является неотъемлемой частью культуры народов Индокитая, составной частью украшения их быта. Техника мээн тю бережно хранится, совершенствуется и является в настоящее время самостоятельным, почитаемым видом искусства.
В обиходе народов России одним из видов искусства работы с бумагой, содержащими элементы техники мээн тю, утвердились «снежинка», «подзор на полки в буфете», «подзор под икону», «подзор в киот иконы». В настоящее время, эти элементы восточной культуры в российской обыденной жизни встречаются крайне редко.
Анвар Сафиулович готовит сейчас к изданию сборник своих стихов, которые он стал писать в зрелом возрасте.
Все его творчество наделено одним общим свойством – тонкая, изящная работа, которая доставляет удовольствие и ее автору, и всем окружающим.
После окончания училища работала по специальности, недолгое время проработала в окружном Центре народных художественных промыслов. С 2000 года художница работает в дружном коллективе Государственного ансамбля песни и танца «Степные напевы». Раньше художница рисовала портреты родителей, сыновей, родных, сейчас рисует портреты друзей, знакомых, делает маски, которые характеризуют образ бурятского человека.
Поддерживают Раису Протопопову два любимых сына Евгений и Иван. Старший сын работает медицинским работником в г.Иркутск, второй строителем.
За последние годы были созданы 2 панно: «Новые буряты», «Старые буряты» во время его демонстрации в Иркутском «Сибэкспоцентре» вызвало у зрителей немалый интерес. Многие тогда просили его продать, предлагают и сегодня. Но художница никак не решается на это. Для нее куклы – как ее дети. У каждой из них свой нрав, и каждая ей дорога. Ведь, создавая их, она вкладывает в это частичку души.
На сегодняшний день работает в Центре досуга заведующей художественной мастерской.
За свою деятельность Раиса Борисовна награждена почетными грамотами комитета по культуре, администрации УОБАО и Эхирит-Булагатского района.
Гилязов Владимир Дабаевич родился 1 марта 1968 года в селе Курумкан Курумканского района Республике Бурятия. После окончания школы поступил в Культпросвет училище по специальности «Руководитель самодеятельного хореографического коллектива.
В 1986-1988
гг. служит в вооруженных силах советской армии. Затем работает артистом балета в государственном ансамбле песни и танца
«Байкал». В
Работы, которые представленные на выставке изготовлены в смешанной технике – ковроткачество. Его работы выставляются на различных мероприятиях, выставках районного и окружного, областного масштаба. Работы Владимира Дабаевича исполнены простой толстой медицинской иглой. Также занимается изготовлением сувенирной продукции – это изделия из кожи, костей, камней, которые пользуются огромным успехом среди друзей.
За свою деятельность был награжден дипломами и грамотами администрацией УОБО, министерством культуры и архивов Иркутской области.
Халиулина Л.М., мл.научный сотрудник