Открытие этнографического комплекса в Осе
8 октября Осинский историко-краеведческий музей, филиал Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа отметил 20- летие со дня открытия. К юбилею было приурочено открытие этнографического комплекса «Алтын Сэрге», в который пока вошли две юрты — деревянная и войлочная. В скором будущем предполагается установка еще одной деревянной юрты, так, чтобы были одна зимняя, вторая летняя.
В деревянных юртах воссоздадут обстановку жилища бурят: одежду, утварь и традиционные орудия труда. В войлочной юрте планируется открытие выставки монгольских инструментов, картин и фотографий. Эта выставка будет рассказывать жителям района и гостям о тесном сотрудничестве и нашей дружбе с Монголией.
Этнокомплекс «Алтын Сэрге» расположился в центре села Оса, рядом с историко-краеведческим музеем. Музей и комплекс в будущем станут туристическим центром района. Здесь предполагается также проводить бурятские обряды, праздновать Сагаалган и Сур-Харбан.
Деревянную юрту подарил краеведческому музею местный предприниматель, житель района Анатолий Хамаганов. Эта юрта выставлялась в смотре-конкурсе традиционной бурятской юрты на VIII Международном бурятском национальном фестивале "Алтаргана-2008".
(фото Татьяны Швыдченко)
"Духи предков в звуках бубна ..."
Знакомьтесь: Анжелика Алсаткина.
Сложно представить выставку коллекцию шаманской атрибутики "Духи предков в звуках бубна ..." без творческих работ Анжелики Алсаткиной. Центральное место выставки заняла работа этого мастера: триптих ..., который символизирует единство трех миров
Онгоны, триптихи А.Б. Алсаткиной существенно дополняют выставку предметов шаманского культа, наполняют глубинным содержанием философию шаманизма.
С 1992 года Анжелика Алсаткина работает в округе. Она создала окружной центр художественных народных промыслов с выставочным залом, методкабинетом, дизайнерской, столярной, швейной, ювелирной мастерскими.
С 1996 года являлась членом межрегионального художественно-экспертного совета ВАРКа, в 2005 году член жюри международного конкурса «Мода монголов мира».
В 1997 года стала автором трех архитектурных монументов на границах округа, автор интерьеров и малых архитектурных форм туристической базы отдыха «Чайка» на оз. Байкал, отеля «Метелица», сети кафе «Дали» г. Иркутска.
В 2002 году подготовила альбом «Декоративно-прикладное искусство предбайкальских бурят. Промыслы и ремесла», изданный при поддержке Министерства культуры РФ и комитета по культуре Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
В 2006 году участвовала в международном проекте, создавала объект Артлэнда в Монголии.
Ритуальные обряды западных бурят
Миронова Тамара, 10 класс, Усть-Ордынская СОШ №2
Руководитель: Алтаева Т.З. учитель географии
У западных бурят проповедуется такая вера как шаманизм. Суть этой веры заключается в том, что люди поклоняются различным духам. Для одних духов ежегодно проводятся обряды поклонения, для других раз в пять лет или раз в десять лет, одним словом: в определенный период времени для каждого духа проводится свой обряд поклонения.
Обряд поклонения называется - «брызганье». Ежегодно у западных бурят в каждом доме должны проводиться такие «брызганья» как: «Монголо эдеэлхэ» (кормление Монгола, то есть духа, охраняющего дом), «Тоодэдо» («Тоодэ»- это бабушка-шаманка, которая когда-то принадлежала роду, эта женщина следит за своими потомками, но если для нее не будут проводиться «брызганья», то она перестает оберегать своих потомков), «харгын хоерто» и «харгын гурбанда» («брызганья» проводятся для того, чтобы люди в дороге были в безопасности). На всех «брызганьях» необходимы: трава для очищения, тарасун, чай, молоко. В продукты, которые берут для брызганья нельзя добавлять соль.
Существует много обрядов поклонения, проводящихся в определенные промежутки времени или же они могут проводиться один или несколько раз в жизни человека: в зависимости от каких-либо обстоятельств.
У западных бурят существуют разделения на «улусы» (общины). В «улус» входят семьи, предки которых жили в непосредственной близости друг от друга. Люди, состоящие в одном «улусе» приходятся друг другу «уелэ» (ближний). «Улусы» вероятнее всего были образованны жителями какой-либо местности, которые проводили совместно большие «брызганья».
Также в работе будет описан один из праздников бурят. Для бурят праздник является своеобразной церемонией. Праздники у бурят не отмечены в календаре, они отмечаются в зависимости от каких-либо природных условий. У бурят самые главные праздники – «Сагаалган» (праздник белого месяца) и «Сур-Харбан» (дословный перевод: летящая стрела).
«Монголо эдеэлхэ»
Как проводится этот обряд? Этот обряд ежегодно проводят сыновья рода. Он проводится на территории, где ранее проживали их предки. Для этого обряда готовят отварное мясо с бульоном и без соли, саламат, свежезаваренный чай, молоко, тарасун, сигареты и траву для очищения, это может быть богородская трава или пихта (эти травы считаются очищающими). Далее выезжают на место проведения обряда, количество требующегося тарасуна зависит от количества построек, пренадлежавших предкам рода. На каждую постройку (баня, стайка, дом, поварнушка - и т. д.) полагается одна «шепта» тарасуна. «Шепта» - это то, количество тарасуна, которое было получено с одного котла курунги, обычно это количество тарасуна равняется приблизительно двум с половиной литрам. Брызганье начинается с того места, где стоял дом. На этом месте разводится небольшой костер; с трех сторон этого костра раскладывается три камня; после поджигают траву для очищения и этой травой очищается сам шаман и люди, которые находятся с ним в поле, также очищается все то, что было привезено с собой в поле; в рюмку наливается немного тарасуна, чая с молоком. Шаман произносит молитву и разбрызгивает содержимое рюмки по степи. Далее в костер, возле камней, бросают по ложке саламата и мяса с бульоном, и это повторяется трижды. Затем шаман отщипывает сигарету, рассыпает по костру трижды и при этом читает молитву, после пускает дым сигареты. Точно такие же действия проводятся на местах других построек. После этого возвращаются к себе домой и все что привезено с собой с поля (остатки: саламата, мяса, чая с молоком, тарасуна должны быть съедены и выпиты. Если же что-то остается, то это должно быть сожжено. И эти продукты нельзя давать каким-либо животным, то есть все, что было привезено с поля, должны съесть люди.
Это «брызганье» олицетворяет собой уважение и почитание духов предков. В дальнейшем духи предков будут помогать в любых делах (Чтоб скот плодился, урожай был хорошим, чтоб дети не болели и т. д.)
«Тоодэдо»
Для этого «брызганья» необходимы: чистый (желательно новый) носовой платок, свежезаваренный чай, молоко, трава для очищения, понемногу печенья и конфет, белые монеты по количеству соответствующие количеству людей присутствующих на «брызганьи», тарасун (одна шепта) и три сигареты. Этот обряд проводится дома. Сначала поджигается трава, и ею шаман очищает дом. Стол подносится к окну, которое раньше всех встречает восход солнца (то есть к окну находящемуся с восточной стороны дома). Затем шаман подходит к столу и кладет на левый угол стола носовой платок, на этот платок кладутся монеты. В рюмку наливают немого тарасуна и чая с молоком, затем шаман произносит молитву. После молитвы шаман выплескивает содержимое рюмки на окно, все эти действия повторяются три раза. После окончания этих действий шаман раздает каждому присутствующему по монете. Далее разливается тарасун всем присутствующим в определенной последовательности. Хозяин, хозяйка и шаман берут сигареты и отщипывают от сигареты маленькие кусочки и высыпают их на стол или в печку, затем пускают дым. Носовой платок отдают хозяйке дома, и она потом должна подарить бабушке, зашедшей в дом. Весь тарасун, который был взят для обряда, должен выпиваться в тот же день.
Обряд проводится для того, чтобы «Тодэнууд» оберегали дом от злых духов.
«Харгын хоерто»
«Брызганье» проводится на территории двора. Для этого берется одна шепта тарасуна, трава для очищения, свежезаваренный чай, молоко, сигареты. На дворе разводится небольшой костер. Сначала проводится обряд очищения. Шаман наливает в одну рюмку чай, молоко и тарасун, произносит молитву и разбрызгивает содержимое рюмки с востока на запад и повторяет это три раза. Затем все присутствующие берут сигареты отщипывают три раза небольшие кусочки и и отправляют их в костер, и пускают дым.
Этот обряд проводится, для того чтобы в дороге на небольшие расстояния (поход в магазин, поход в гости, любая прогулка) не случилось беды.
«Харгын гурбанда»
Это мужское «брызганье», оно проводитя после заката солнца, когда заканчивается активное движение на дорогах. Для обряда берутся: немного дров, свежезаверенный чай, молоко, одна шепта тарасуна, трава для очищения и сигареты. Мужчины выезжают на перекресток трех дорог, разводят небольшой костер, в этот костер бросают очищающую траву, затем очищают привезенные предметы, потом очищаются сами. После очищения наливают в рюмку чай, молоко и тарасун, произносится молитва, содержимое ремки разбрызгиваются с востока на запад, все повторяетя три раза. Потом берутся сигареты отщипываются три маленьких кусочка и отправляются в костер и пускается дым.
«Брызганье» проводится, для того чтобы в дороге на дольние расстояния не происходило ничего плохого.
«Тайлаган»
«Тайлаган» - это большое «брызганье», как правило оно проводится родом, но оно может проводиться и несколькими родами. Этот обряд предполагает жертвоприношение. Жертвой может быть: овца, баран, не телившаяся телка, не жеребившаяся кобыла. Эти животные должны быть без каких-либо отметин. Место, где проводится «брызганье», зависит от того сколько родов брызгает: один или несколько. Также место проведения «брызганья» зависит от того для чего проводится обряд. Для этого «брызганья» нужны: тарасун, сигареты, свежезаваренный чай, молоко, трава для очищения. В начале брызганья тарасун сливают в одну общую посуду. Затем разжигается костер, все присутствующие проходят обряд очищения, очищают все привезенное с собой и проводится обряд очищения жертвы. Жертве спутывают ноги и валят на спину, жертве разрезается живот, потом умеющий человек просовывает руку во внутрь, он должен одной рукой найти аорту и разорвать ее. Иным способом умертвлять жертву нельзя. Потом с животного обдирают шкуру, эту шкуру либо подвешивают на дерево, либо сжигают (это зависит от значения брызганья). Далее вытаскиваются внутренности, их очищают и промывают. Из жертвы вычерпывают кровь, разводют кровь молоком или водой и начиняют этой кровья кишки. Псле этого вытаскивают осердие, его режут на тонкие ленты и из них готовят – «гурмыл» (это легкие, печень,брушина и внутренной жир перетянутые между собой тонкой кишкой). Все мяссо должно вариться в одном или нескольких котлах одновременно и нельзя добавлять соль и специи к мясу. Когда мясо сварится, его вытаскивают из котлов. Шаман наливает в рюмку чай, молоко и тарасун читает молитву и разбрызгирает содержимое рюмки с востока на запад, в костер, на три камня, бросается немного мяса и бульона, все это повторяется три раза. Затем шаман берет сигарету отщипавает маленький кусочек и бросает в огонь и повторяет это трижды, пускает дым, потом предлагает сделать то же самое всем желающим. Потом он с трех кусков отрезает по маленькому кусочку мяса и бросает в огонь, также берет бульон, три ложки, и бросает его в огонь. После этого он может попробовать мясо и предложить его остальным. Весь тарасун принесенный на обряд должен быть выпит. Основная часть мяса обычно съедается сразу. Оставшееся мясо делится поровну на всех и его уносят по домам. Каждый, кто присутствовал на брызганьи, дома бросает в печку три маленьких кусочка и это мясо должно быть съеденным. Если же дома это мясо не было съеденным, то его нужно сжечь. Это мясо нельзя давать животным.
«Сагаалган»
Это праздник белого месяца, начинается он с рождения нового месяца в феврале и заканчивается с уходом этого месяца.В ночь рождения месяца, бурят освещает свой дом , очищающей травой, наливает в пиалу молоко(раньше это было молоко от белой кобылицы, а теперь- коровье), выходит на крыльцо, безымянным пальцем разбрызгивает молоко в разные стороны и просит у духов оберегающих его дом, добра и счастья всему живому на земле. На столе должна быть преимущественно белая пища ( саламат, сметана, творог и другая молочная пища),также на стол ставятся национальные блюда,те которыми распологает хозяин дома, это могут быть: позы, шима, «зутран сай», кровяная колбаса и т.д.В течении этого месяца у человека не должно быть плохих помыслов,он не должен ругаться с кем то, желать плохого, все его мысли должны быть светлыми.Люди в это время прощают друг другу обиды.Этот праздник очень хорошо описал в своих стихах Баир Дугаров:
Праздник Белого месяца
Я встречаю на родине
Небо ясное светится,
Ветки снежные трогает.
На печурке дымится
Солнечный саламат
До земли поклонится
Землякам очень рад
Заходите соседи!
С новым годом вас всех!
В этот день на планете
Одиноким быть грех
В праздник белого месяца
/ так у нас повелось/
Людям надобно встретиться
Чтоб светлее жилось,
Чтоб убавилось горя,
Чтоб тучнели стада,
Чтоб долины и взгорья
Голубели всегда.
Все мы люди родня,
От морей до хребтов
В этот день все друзья
Будь мой недруг здоров!
Пожилой или юный просветлейте душой,
В этот миг новолунья,
В этот праздник степной.
Ведь у нас во Вселенной
Одна матерь – Земля
Свет единый- весенний
Обновляет поля
И один небосвод- на восход и закат
Приходите, всех ждёт- солнечный саламат.
Праздник Белого месяца,
Праздник Вечного месяца
Только доброе ценится,
Только в светлое верится
«Заябарин»
Этот обряд проводится дома, у окна выходящего на восход солнца.
Для проведения этого обряда требуется следующее: очищающая трава, одна шепта тарасуна, свежезаваренный чай, молоко, печенье, конфеты. Проводится обряд очищения, затем шаман наливает в стакан понемногу: тарасуна, чая, молока, читает молитву и разбрызгивает содержимое стакана по стеклу, с востока на запад, это проделывается три раза. Этот обряд проводится в день рождения, чтобы духи оберегали от несчастий, наставляли на верный путь.