Как правило, у начинающих исследователей, а иногда – и у педагогов, возникает масса вопросов, связанных с методикой написания, правилами оформления и процедурой защиты исследовательских работ.
Задача настоящей статьи - помочь обучающимся найти ответы на эти вопросы. Рассматривается весь процесс подготовки исследовательской работы в рамках туристско-краеведческого деятельности.
Научно- (учебно)-исследовательские работы обучающихся представляют собой самостоятельно проведенное исследование с проведением измерений, наблюдений, использованием архивных источников, воспоминаний, интервью участников событий, умением логично рассуждать используя анализ и синтез, делать выводы, давать собственные оценки.
Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной литературой, документами, терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Создание научно- (учебно)-исследовательской работы способствует:
• развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
• формированию у обучающихся когнитивных компетенций;
• выявлению и поддержке одаренных детей;
• активизации поисковой и научно-исследовательской деятельности обучающихся по программам туристско-краеведческого движения «Отечество»;
• интеграции всех основных граней воспитания: гражданского, патриотического, нравственного, эстетического, интернационального, экологического и др. с умственным развитием и полипредметным образованием.
Творческая деятельность учащихся
В средних образовательных учреждениях творческая деятельность учащихся организована, как правило, в форме факультативных курсов и программ дополнительного образования, редко – в виде самостоятельных исследовательских домашних заданий, наконец, очень редко – в виде исследовательских заданий на уроке. Следует исходить из того, что почти все существующие лабораторные и практические работы нельзя отнести к творческим заданиям – это, по своей сути, репродуктивные работы. Главным формальным результатом творческой деятельности являются итоговые работы, представленные учащимися на уроках - круглых столах, конкурсах и научно-практических конференциях, завершающих соответствующие курсы.
Развивая классификацию, предложенную А.В. Леонтовичем, творческие работы учащихся, в большинстве своем, можно классифицировать следующим образом:
- художественно-графические – рисунки, картины, резьба, лепные работы и т.п., отражающие чувственно-эстетическое восприятие мира;
- технического творчества – различные модели, макеты, игры и т.п;
- литературно-художественные – творческие работы (сочинения, рассказы, эссе, новеллы, стихотворения и т.п.), написанные на основе литературных канонов и так же отражающие чувственно-эстетическое восприятие мира;
- информационно реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких источников (в большинстве - уже опубликованных) с целью наиболее полного освещения какой-либо темы;
- проблемно-реферативные – творческие работы, предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы (подобная работа вполне может считаться исследовательской, если она выдержана в рамках общепринятой структуры, имеет соответствующие признаки, и выполнена на достаточно хорошем уровне);
- экспериментально-иллюстративные – описывают научный эксперимент, имеющий известный результат. Имеют скорее иллюстративный, нежели эвристический, характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов эксперимента в зависимости от изменения исходных условий;
- описательно-натуралистические – выполнены в стиле наблюдения и качественного описания какого-либо явления. В таких работах либо отсутствуют совсем, либо присутствуют в весьма незначительной степени количественные методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы экологической направленности, посвященные описанию каких-либо природных объектов, борьбе с отрицательным антропогенным влиянием на окружающую среду и т.п.;
- исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной научной методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ, обобщения и выводы о характере исследуемого объекта или явления.
Все указанные виды творческих работ могут быть выполнены как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. В гуманитарных науках объектом исследований являются материалы, собранные у респондентов, архивы, исторические тексты, археологические и этнографические находки, фоно-, кино-, фотодокументы и т.п.).
Шесть перечисленных видов, связанных с написанием работы, имеют некоторые общие элементы. Это, прежде всего изучение и обработка соответствующей литературы. В случае реферативных и большинстве литературно-художественных (у учащихся) работ это является основным содержанием работы, в случае трех последних видов выступает в качестве обзора научной литературы по данному исследуемому явлению.
Все виды работ в своей структуре имеют: постановку проблемы, собранный материал и, наконец, выводы и обобщения. Художественно-графические и технические работы, так или иначе имеют все эти признаки, однако, проявляются они лишь в скрытой форме.
С точки зрения обучения учащихся основным приемам творческой работы, эти требования к структуре и содержанию должны являться принципиальными. При этом каждый из видов обладает своими характером и спецификой.
Исследовательский подход
Научно-исследовательский подход является одним из способов познания человеком окружающего мира. В свою очередь, познание является формой общественного сознания наряду с искусством, религией и др.). Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, высший вид познавательной деятельности. Научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. [2, с.212].
Значение исследовательского метода раскрывается через его функции. Исследовательский метод обеспечивает овладение приемами и методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности. “Под влиянием туристско-поисковой [исследовательской] деятельности в системе нравственных потребностей может произойти перегруппировка мотивов и целей деятельности”. [4, С.28]. Исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Педагог предлагает ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, способы ее решения и те черты творческой деятельности, которые необходимо проявить в ходе решения. Построение системы таких проблем позволяет построить деятельность учащихся, которая постепенно приводит к формированию необходимых черт творческой деятельности. “Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края”. [18, С.7].
Отличия исследовательской деятельности учащихся от остальных видов творческой деятельности.
Практика проведения Всероссийских конференций и конкурсов юных краеведов-исследователей, туристско-экологических экспедиций и походов показала, что многие педагоги под исследовательской деятельностью понимают другие виды творческой деятельности.
В определении исследовательской работы учащихся, данном И.Я. Лернером, исследовательская работа школьников рассматривается как особая форма организации учебного процесса, в основе которой лежит самостоятельная поисковая деятельность, направленная на приобретение новых знаний и умений, а так же способствующая формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности. [6, С.8].
Если продолжать научные идеи, изложенные в трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили можно представить весь процесс обучения как сотрудничество более опытного человека с менее опытным, благодаря которому происходит приобщение (не только ученика но и учителя) к человеческой культуре.
Можно дать определение исследовательской деятельности учащихся как творческому процессу совместной деятельности двух субъектов: учителя и ученика, по поиску решения неизвестного, входе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование научного мировоззрения.
Чтобы подчеркнуть учебный характер исследовательской деятельности учащихся, в 1996 г. вводится термин “учебно-исследовательская деятельность”. Так, в решении коллегии Минобразования России предлагается следующая формулировка: “Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом… и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования”. [13, С.32].
Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в гуманитарных исследованиях это могут быть сведения первоисточников, архивы и т.п.), анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных исследованиях. На одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Суть реферативной работы состоит в добросовестном подборе материалов из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную тему. Суть исследовательской работы заключается в сборе (получении) данных, их сопоставлении, творческом анализе и произведенных на его основе выводах.
Исследовательская деятельность для школьников по началу не может быть абстрактной. “Наука начинается не отвлеченными положениями и формулами, она начинается собиранием отдельных фактов и связывания их”. [5, С.531]. Весь ход поиска решения выбранной проблемы будет бессмыслен, если учащийся не осознает хорошо суть проблемы, даже если исследование будет проведено учителем безукоризненно правильно. “Содержание деятельности в этом случае имеет краеведческую направленность, что оказывает на личность ребенка наибольшее воздействие. В то же время, выполнение работ по такого рода темам развивает обобщенные взгляды на проблемы в целом”. [3, С.27-28].
Педагог не должен вести ученика по известному ему пути к ответу, но совместно с учеником искать решение проблемы. Это он должен делать ненавязчиво, советом, постановкой вспомогательного вопроса и т.п. Как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, поставленные перед ним жизнью, им самим или другими людьми, он должен понимать что такой путь будет хотя и более длинным, зато намного более плодотворным. В самой “формуле” сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает правильной истины, хотя бы потому, что она до конца недостижима. Вся современная педагогическая система сильно страдает потому, что большинство педагогов считают себя знающими единственно правильные ответы на все вопросы (или старающиеся показать себя всезнающими). Они считают себя обязанными передать их незнающим, забывая, что чужие знания всегда труднее становится своими, чем приобретенные через собственный опыт. Поиск же совместных решений создает ситуацию сотворчества и содружества, при которой ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем принимает для себя как истинные.
Исследовательская деятельность может выступать как определенная форма центрального стержня совместной деятельности учащихся разных классов и возрастов с преподавателями на основе достижения общей цели.
Развивающая исследовательская активность становится главным фактором, обеспечивающим развитие познавательных интересов в обучении и составляющим основу избирательности внимания, памяти, мышления в обучении и творчестве ученика. При этом следует помнить, что бытие ребенка на должно ограничиваться только какой-то определенной одной деятельностью, пусть даже она будет исследовательской.
По мнению ряда педагогов и психологов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина, В.А. Горский, А.В. Хуторской, А.Е. Тихонова, И.Е. Мураховский, Г.В. Козлова и др.) исследовательская работа является важным стимулом интереса к любому предмету, особенно предмету естественнонаучного направления.
В процессе изучения возможности воздействия исследовательского метода обучения на познавательные интересы установлено, что данная проблема может быть решена путем их включения в учебный процесс через исследовательские экспедиции и походы, внеурочные задания, мониторинговые исследования. Научный подход к процессу исследовательской деятельности учащихся в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности принципа природосообразности, т.е. проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим; принципа культуросообразности; принципа осознанности проблемы, цели, задач, хода и результатов исследования; принципа самодеятельности.
Цикл исследовательской работы обучающихся.
Работа по подготовке и проведению исследования в экспедициях строится на базе модели-матрицы туристско-краеведческого цикла, разработанной А.А. Остапцом-Свешниковым. [15, С.8].
Цикл начинается осенью с теоретических курсов, помогающих учащимся войти в проблематику исследований, и заканчивается следующей осенью, когда учащиеся завершают написание и докладывают работы, выполненные ими самостоятельно на основе собранных экспериментальных данных.
Первые в цикле - теоретические занятия. Для новичков это — ознакомительные курсы, так, например, курс общей экологии, геологии, зоологии, этнологии и т.п., который читает, как правило, руководитель группы, учитель-предметник или приглашенный специалист. Для более старших и опытных обучающихся специальные курсы или отдельные лекции преимущественно читают приглашенные специалисты.
На втором этапе происходит отработка методики. Новички, с помощью более старших товарищей, осваивают ее азы, для старших происходит анализ методик, апробированных в прошедшем сезоне, отработка и совершенствование отдельных ее элементов.
Центральным звеном годового цикла работы специализации является экспедиция, где происходит основной сбор экспериментальных данных. Чаще всего – это летняя экспедиция.
На осеннем этапе проходят практические занятия в лабораториях, архивах, библиотеках по обработке данных, их анализу, сравнению с литературными данными.
И, наконец, завершается годовой цикл защитой работ на конференциях, конкурсах либо на заседаниях конкурсной комиссии образовательного учреждения.
“Работа по модели-матрице туристско-краеведческого цикла дает возможность каждому педагогу – организатору этой деятельности составить совместно со своими воспитанниками реально действующую программу гармоничного развития личности средствами туристско-краеведческой деятельности”. [14, С.12].
Такой годовой цикл может быть осуществлен на базе группы дополнительного образования Дома детского творчества, Центра детско-юношеского туризма, Станции юных натуралистов и других учреждений дополнительного образования, а также может быть включен в образовательную программу учреждения общего образования в курсах естественнонаучных дисциплин, литературы, истории, ОБЖ.
Организация выполнения исследовательской работы:
Алгоритм работы - этапы работы над научно-исследовательской проблемой:
- постановка проблемы, т.е. выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;
- формулировка темы исследования, определение объекта и предмета исследований;
- сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблеме;
- наблюдение и изучение фактов и явлений;
- предварительный анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
- разработка концепции и планирование исследования;
- подбор методов и методик осуществления исследования;
- выдвижение и формулировка исходных гипотез;
- построение плана исследования;
- проведение исследования;
- обработка полученных данных, анализ и обобщение полученных результатов;
- выяснение связей исследуемого явления или объекта с другими с другими явлениями или объектами;
- проверка исходных гипотез на основе полученных данных;
- окончательное формулирование выводов;
- практические выводы о возможности и необходимости применения полученных знаний. Научные предсказания;
- письменное оформление материала;
- представление работы на рецензирование;
- представление к защите
- защита работы на конференции, конкурсе, экзамене и т.п.
Выдвижение проблемы исследования
Научная работа - это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.
«Объектом интереса краеведа может быть местность разного пространственного масштаба и культурно-исторического значения - от большой территории до маленького города, деревни, усадьбы, монастыря, улицы, фабрики, учебного или лечебного заведения, а также история жизни своих родных и близких в данной местности, взаимосвязь местных жителей (особенно общественных) с другими регионами. Занятие краеведением по зову души – это всегда краелюбие.» (С.Шмидт)
Проблема исследования появляется из осознания окружающего мира. Она не должна быть надуманной. Выдвижение обучающимся проблемы для своего научного исследования должно основываться на фактах действительности. Наблюдение и анализ многообразия взаимодействий частей природы, человеческого общества, техники, информационных систем, людьми между собой, а также самопознание может способствовать открытию обучающими для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.
Исследователь стремится познать все стороны изучаемого объекта, восстановить его историю, собрать и сохранить устные свидетельства, документы, фотографии, аудио и видео- записи и т.п.
Выбирая объект исследования, полезно проконсультироваться с местными краеведами, в вузе на кафедре региональной истории, с научными сотрудниками краеведческого музея.
Сбор информации и процесс подготовки к основной части работы.
Библиографический поиск литературы по теме надо организовать при помощи всех доступных на данный момент источников. Для подбора первичной информации используйте Интернет. Но обязательно проверяйте и перепроверяйте полученные оттуда данные. Особенно это касается такой энциклопедии как «Википедия» и ей подобных. Необходимо просмотреть в библиотеке местные краеведческие сборники, справочные издания, журналы и газеты, чтобы убедиться, что вы не «изобретаете велосипед». Как правило, в библиотеках ведутся картотеки, каталоги статей по краеведению. Если вы не найдете много материалов по всем темам – то должны радоваться, это значит, что объект вашего интереса изучен слабо и ценность вашего исследования возрастает не только для вас самих но и для общества.
Поиск можно вести в разных архивах: городских, районных, областных, ведомственных, общественных организаций. В архив можно послать запрос по почте, но в большинстве архивов это услуга платная. Лучше самому посетить архив, написав письмо - отношение на имя директора, в котором нужно назвать тему и цель работы. Обычно в архив обучающегося допускают с родителем или научным руководителем. Следует ознакомиться с путеводителем по архиву, доступными обзорами и картотеками. В архивах дела хранятся по фондам, которые формируются из документов учреждений - фабрик, заводов, монастырей, местных учреждений, органов власти и т.д. В читальном зале можно получить описи по фондам, где даются названия конкретных дел. Заказанные по описи дела, как правило, можно получить в читальном зале через несколько часов, а то и дней. Для выписок из архивных документов, книг, сборников заведите тетрадь. Делая выписки, не забывайте записывать номер фонда, описи, дела и места - это необходимо для правильного оформления ссылок.
Научитесь правильно составлять библиографическое описание используемой литературы!
Лучше ознакомьтесь с объект вашего исследования. Например, если это здание или памятник, то, вооружившись фотоаппаратом, посмотрите общий вид, отдельные детали строения, его исторические и архитектурные особенности.
Фотографии обязательно подпишите - они вам понадобятся как приложение к работе и для создания собственного архива.
Постарайтесь зарисовать объект или его особенные стороны, выдающиеся детали.
Расспросите старожилов, соседей, нынешних хозяев интересующего вас памятника об истории здания, его перестройках, современном состоянии. Записанные с их слов рассказы - это важный источник, который следует проверять на точность и достоверность. Стремитесь больше узнать о людях, строивших и создававших тот или иной памятник
Структурные компоненты научно (учебно)-исследовательской работы.
Структура работы должна быть представлена следующим образом:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- главы основной части;
- выводы;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения, на базе которого осуществляется исследование. В среднем поле указывается вид исследовательской работы и название работы, которое оформляется без слов «тема» и в кавычки не заключается. В правом углу титульного листа указываются фамилия, имя, отчество, класс исполнителя и далее пишется фамилия, имя, отчество руководителя, его научное звание и должность. В нижнем поле указываются местонахождение образовательного учреждения и год написания работы.
Содержание (оглавление) помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и разделов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и разделов в тексте. Номера страниц фиксируются в правом столбце. Введение и заключение не нумеруются.
Во введении обозначается проблема, актуальность, практическая (и теоретическая – если есть) значимость исследования, определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы, дается краткий обзор литературы и источников, степень изученности данного вопроса. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования.
Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?», «Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время?»
В процессе формулирования проблемы большое значение имеет постановка вопросов и определение противоречий, а также актуальности исследования.
После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования. В литературе можно встретить трактовку понятия объекта исследования в двух значениях.
Во-первых, объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.
Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции его рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Предмет исследования определяет тему работы.
Во введении, кроме вышеизложенного, должны быть четко определены цель и задачи исследования.
Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Цель любого исследования, как правило, начинается с глаголов: выяснить..., выявить..., обосновать..., проявить..., определить..., создать... и т.д.
Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.
Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:
- не включает в себя слишком много положений;
- не содержит не однозначных понятий;
- выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению, утверждая конкретно новую мысль, идею;
- проверяема и подходит к широкому кругу явлений;
- не включает в себя ценностных суждений;
- имеет правильное стилистическое оформление.
Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы.
Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы и других общедоступных источников. При ее написании необходимо учитывать, что авторами основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически сопоставлены, проанализированы и сделаны соответствующие обобщения и выводы.
В процессе изложения материала целесообразно отразить:
- определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
- изложить основные методы, направления исследования по изучаемой проблеме,
- выяснить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
- обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
- перечислить особенности формирования (факторы, условия, этапы) и проявления (признаки, нормативное функционирование) изучаемого явления.
При написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами, которые обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.
Структура главы может быть представлена несколькими разделами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида научной работы обучающегося.
Во второй главе работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах. Во второй главе приводятся результаты измерений, наблюдений, экспериментов, а также предлагается характеристика групп респондентов. Успех исследования во многом зависит от правильно подобранных и умело использованных методов, которые вытекают из исследовательских задач, логики изучаемого процесса.
Общие методы научного познания делятся на три группы:
1. методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, анкетирование, беседы, интервью, измерения, эксперимент),
2. методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, обобщение имеющегося опыта, индукция и дедукция и др.),
3. методы восхождения от абстрактного к конкретному и др.
Используя разные исследовательские методы, можно проверить, уточнить результаты, получить более достоверные, интересные данные. При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.
В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их профессии и квалификации, возраст, пол, домашний адрес и другие данные, значимые для интерпретации. Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:
- выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных доказательств;
- выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
- выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
В основной части исследователь должен показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал.
Следующий раздел - заключение, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. Заключительная часть предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные, научные результаты получены.
Затем следует - список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы, источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки, а не все статьи, монографии, справочники, которые прочитал автор в процессе выполнения исследовательской работы. Оформление списка литературы смотри в разделе «Оформление научно-исследовательских работ».
В конце работы располагаются приложения, куда определяются (помещаются) материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных, раскрывающих содержание темы иллюстрации, фотографий и т.д. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: анкеты, справки, документы, подтверждающие исследования, результаты выводов и т.д.
Требования к оформлению научно-исследовательской работы.
3.1. Общие требования к оформлению.
Исследовательская работа, заявляемая к защите, должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ. Текст представляется на белой бумаге форматом А4 (297x210) на одной стороне листа.
При написании и печати следует соблюдать следующие правила:
- размер полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм;
- нумерация страниц - по центру внизу страницы;
- текст печатается через 1,5 интервала (5 знаков), шрифтом 14 Times New Roman или сходным;
- нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится.
Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы.
Рукопись перепечатывается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние задерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.
Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см 22 мм.
- Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям.
3.2. Требования к оформлению цитат и ссылок.
Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует выполнять следующие требования:
• При дословном цитировании текст автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дан в первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение [6. с.254] указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 254 в первоисточнике под номером 6 в списке литературы.
• При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц, например: [15]. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку следует начинать словами «Цитирую по книге..,» и указать номер страниц и номер источника в списке литературы, например: [цитирую по книге (8. с.48)].
• Если цитата выступает самостоятельным предложением, то она начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, потому что), заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.
• При цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск в тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль.
• Если автор в приведенной цитате выделяет в ней некоторые слова, то он должен это специально оговорить в скобках, например: (подчеркнуто мною - О.К. или (курсив наш - O.K.))
• Когда на одну страницу попадает две - три ссылки на один и тот же первоисточник, то фамилия автора или порядковый номер указывается один раз. Далее в скобках принято писать (там же) или при цитировании [там же с. 309].
3.3. Требования к оформлению приложений.
Всякую исследовательскую работу украшают тщательно подобранные приложения. Приложения по своему содержанию могут быть разнообразными. Это могут быть архивные чертежи или документы. Можно дать полный текст, обнаруженный вами неопубликованных источников. Иллюстрировать работу можно, сделав ксерокопии документов или фотографий видов отдельных церквей, общественных зданий, исторических и культурных памятников.
Относитесь бережно к представленным вам документам из семейного архива. Прикладывать подлинные документы к конкурсной работе не следует. Важно, чтобы все документы приложения были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Приложениями к конкурсным работам могут служить аудио и видеокассеты. При оформлении приложения следует учитывать правила:
• Приложения оформляются как продолжение основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме приложения оформляются в виде самостоятельного блока в отдельной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы.
• Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указания номера в правом верхнем углу, например: Приложение 1.
• Каждое приложение имеет тематический заголовок, который располагается по середине строки под нумерацией приложения.
• При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами по порядку без знака «номер» и точки в конце.
• Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
• Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом «см». Указание обычно заключается в круглые скобки, например: (см. приложение 1).
3.4. Требования к оформлению библиографического списка.
Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки.
В первой части списка перечислите источники - сначала неопубликованные архивные, воспоминания, интервью с участниками событий.
Затем - опубликованные сборники документов, мемуары, отдельные публикации документов.
Во второй части перечислите в алфавитном порядке авторов или названия книг, статей, справочно-информационные издания.
Правила оформления библиографических списков.
• Для книг одного или нескольких авторов указываются фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).
Пример: Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2007.- 158 с.
Представление на рецензирование и защита работы
Завершающим этапом выступает представление работы на рецензирование и публичная защита.
Научный руководитель оценивает содержание работы, проверяет соблюдение требований к ее оформлению и дает письменный отзыв-рецензию, где указывает актуальность и глубину анализа проблемы, объективность относительно поставленных задач, методов исследования и достоверность результатов, соответствие требованиям к стилю и оформлению работы, степень самостоятельности обучающегося, дает характеристику его исследовательским на¬выкам и аналитическим способностям.
Для допуска на конкурсную открытую защиту работы рецензируются. Рецензия представляет собой письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений, обобщенную аргументированную оценку, выводы о значимости работы.
С учетом замечаний руководителя и рецензента обучающийся приступает к подготовке зашиты работы. Продумывает содержание своего выступления, составляет его текст или план-конспект, готовит наглядные материалы.
Обязательными компонентами при публичной защите работы являются:
• краткое выступление обучающегося по содержанию работы;
• ответы на вопросы, поставленные членами комиссии и другими присутствующими при защите лицами;
• обмен мнениями, в котором могут принять участие все желающие;
• заключительное слово автора работы, в котором он может разъяснить положения, которые вызвали возражения, прокомментировать замечания, дать необходимые справки, провести дополнительные материалы.
Решения конкурсной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов, участвовавших в заседании. При равном числе голосов мнение председателя является решающим. Научно-исследовательская работа обучающегося оценивается по следующим показателям:
• актуальность и обоснованность выбора темы, ее новизна;
• экспериментальные данные и другая источниковая база работы;
• содержательность работы;
• логичность изложения, умение делать обобщения, выводы;
• вклад автора в исследование темы;
• полнота раскрытия темы, умение пользоваться научно-справочной литературой;
• обоснованность теоретических и практических выводов;
• соблюдение структуры работы по Положению;
• оформление работы (титульный лист, библиография, наличие приложений с иллюстрированным материалом, аккуратность, грамотность);
• качество выступления;
• глубина и полнота ответов на вопросы присутствующих
Список рекомендуемой литературы
1. Андреев Г.И. Основы научной работы и оформления результатов научной деятельности: Учебное пособие для аспирантов. - М., 2003.
2. Большая Советская Энциклопедия - М., 1985 .
3. Захлебный А.Н., Суровегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984.
4. Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики. – М.: Педагогика, 1987.
5. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки / Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982.
6. Козлова Г.В. Формирование познавательного интереса школьников к географии в процессе организации исследовательской работы : Автореф. дис. ... канд. пед. наук : / Моск. гос. открытый пед. ун-т.- М., 1997.
7. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагогического исследователя. - Самара: Издательство СамГПИ, 1994.
8. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления — Мн.: Амалфея, 1998.
9. Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд. - М.: Педагогический поиск, 1996.
10. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. 2-е изд. - М., 1998.
11. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2005.
12. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2007.
13. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования Рос. Федерации от 10 января 1996 г. № 1/1 // Вестн. образования.- 1996.- № 5.
14. Остапец-Свешников А.А. На маршруте туристы-следопыты. - М.: Просвешение, 1987.
15. Остапец-Свешников А.А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис. … док. пед. наук. – М., 1989.
16. Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. — М.: Издательство М27., 1990.
17. Подготовка исследовательских работ по краеведению обучающимися в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»: Методические рекомендации. – Тамбов. ТОИПКРО, 2008.
18. Школьный экологический мониторинг : Учеб.-метод. пособие для учителей и учащихся / [Т.Я.Ашихмина, Г.Я.Кантор, А.Н.Васильева и др.]; Под ред. Т.Я. Ашихминой.- М. : Агар : Рандеву-АМ, 2000.