Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Имена в истории округа. Хангалов Матвей.

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
29.03.2024 Просмотров: 308

Матвей Николаевич Хангалов родился в 1858 г. в семье состоятельного бурята олзоевского рода в улусе Закулей Унгинского ведомства Балаганского уезда, ныне Нукутского района.

В восемь лет Хангалов поступает в Балаганское инородческое училище. Позже учится в Иркутской губернской гимназии, затем переводится в учительскую семинарию, которую окончил в восемнадцать лет, в 1876 г.

После окончания семинарии Матвей Николаевич семь лет работает в Кудинском инородческом училище, затем в Закулейском (родном улусе), в 1902–1918 гг. – учителем и заведующим в Бильчирском приходском училище. К работе относится с любовью и чувством ответственности. Хангалов не забывает советы иркутских учителей.

Как учитель, М. Н. Хангалов придерживался передовых педагогических взглядов своего времени. Он был знаком с трудами К. Д. Ушинского. Следуя его учению, старался применять принцип наглядности в обучении детей, стремился прививать им любовь к труду и природе. Он творчески подходил к своему делу, корректировал существовавший учебный план, исключив занятия по закону божию – главному предмету в училищах того времени, ввёл новые, так нужные в жизни учащихся дисциплины: предметные беседы по хозяйственной части у бурят, естествознание, а также пение, гимнастику, рисование с образцов...
В то же время он видел, что просвещение бурят идёт чрезвычайно плохо, имеющиеся школы слишком бедны, по-настоящему не отвечают своему назначению, оторваны от жизни, а также катастрофически не хватает педагогических кадров.
В 1905 г. Матвей Николаевич с горечью пишет: «Каждый год приходится отказывать ученикам и ученицам в приёме за недостатком места, а потому громадное число детей-бурят остаются без образования, несмотря на то, что они желают и стремятся учиться...» В одной из его статей подчёркивается, что неудачно выбираются места для училищ: в малонаселённых пунктах, отдалённых от остальных «многолюдных улусов» за 100–140 вёрст, в результате эти училища «не приносят той пользы, которую можно было бы ожидать от них, ... они недоступны для громадного большинства бурят...». Учащимся негде квартировать. В улусах вынуждены для обучения детей нанимать странствующих грамотеев, среди них встречаются сомнительные люди, еле грамотные сами.
М. Н. Хангалов считал, что в школах необходимо обучать бурятских детей на родном языке и родному языку: буряты имеют собственный разговорный язык и обычаи, «ведь училище открывается для детей, а не дети существуют для училища». Вместе с тем он ратовал за непременное изучение бурятскими детьми русского языка.

М. Н. Хангалов, хорошо понимая положение народа, думал и мечтал о преодолении им своей темноты и отсталости. Он прилагал немало сил и энергии для организации новых очагов культуры в бурятских селениях. За период его работы, начиная с 1902 г., в улусах Бильчирского ведомства, по инициативе и настоянию Матвея Николаевича, было открыто семь бурятских училищ, а Бильчирское училище стало двухклассным.
Матвей Николаевич был великим тружеником. Будучи целиком занятым учительскими делами, он находил ещё время для научной и собирательской работы. Неутомимо путешествуя по родному краю, он побывал во многих бурятских селениях от Нижнеудинска до Верхоленска и Ольхона, а также в ряде улусов Забайкалья. Можно только удивляться его энергии, самоотверженности в труде, В 1909 г. он писал: «Я по-прежнему днём работаю в классе и по ночам сижу над работой (по этнографии). Да, нужно работать… Положительно нет времени, а время летит незаметно...»

Помимо педагогической деятельности Матвей Николаевич Хангалов, большое внимание уделял этнографии, он один из первых исследователей древней истории, этнографии и культуры бурятского народа, собиратель фольклора, действительный член Русского географического общества, лауреат французской академии наук.

Он открыл огромное духовное богатство родного народа. Только в трёх сборниках «Бурятские сказки и поверья» (в соавторстве с Н. Затопляевым), «Сказания бурят, записанные разными собирателями», «Балаганский сборник» размещены 185 образцов народных произведений, значительная часть которых записана М. Н. Хангаловым