Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

"Земля Гэсэра"

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
20.04.2024 Просмотров: 1582

В национальном музее с 18 января начинает свою работу выставка «Земля Гэсэра», в которую вошли графические работы двух художников: Сахаровской Александры Никитичны,  Пурбуева Доржи Гармаевича и Александра Сергеевича Шипицына.

Сахаровская Александра Никитична, Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, Заслуженный художник РСФСР, Народный художник Бурятской АССР (1963), Народный художник РСФСР(1981), Заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат Государственной премии Бурятской АССР в области литературы и искусства.
 Александра Никитична Сахаровская родилась 26 апреля 1927 года в с. Ленинск Зиминского района Иркутской области в крестьянской семье  из булагатского рода ашабагатов. Семья была зажиточная, из раскулаченных, многодетная – шестеро детей.  С детства увлекалась рисованием, любила изображать окружающую природу, домашних животных, родных, особенно младшего брата - в будущем заслуженного геолога Бурятской АССР Ивана Никитича Сахаровского, одного из первооткрывателей уникального Ермаковского месторождения. Все дети получили образование. В  семье Сахаровских было два геолога, один бухгалтер и знаменитая художница. Семья много переезжала. Из Иркутской области перебрались в Окинский район, потом в Улан-Удэ. 
В 1946-1951 годах училась в Иркутском художественном училище, в 1951-1957 – в Ленинградском (Санкт-Петербургском) институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина на графическом факультете. Ее дипломная работа – иллюстрации к роману Х.Намсараева «На утренней заре» (бум., соус, уголь, 1956-57 гг.).


С 1959 года начала участвовать в выставках. Произведения художницы экспонировались на крупнейших всесоюзных и республиканских художественных выставках, а также на международных выставках советского искусства за рубежом. В 1963 году ей присвоено звание народного художника Бурятской АССР, а в 1981 – народного художника РСФСР.
Произведения Александры Никитичны находятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Национальном музее Республики Бурятия и частных коллекциях. 
Творчество А.Н. Сахаровской целостно и гармонично в своем развитии, в образном постижении окружающей реальной действительности. В произведениях станковой и книжной графики раскрываются образы Бурятии, ее история и эпос, народный быт, неповторимо прекрасная и величественная природа.
На выставке №Земля Гэсэра»представлено 12 графических работ художника из серии «Гэсэр». Как писал Олег Козлов: «Гэсэр», благородный рыцарь небес, являющийся в серии графических листов венцом ее творчества, стоял над ней всю ее долгую и богатую событиями жизнь, как бы оберегая ее семейный очаг от всяческих невзгод и несчастливых обстоятельств. «Гэсэр» А.Н. Сахаровской — это центр, вокруг которого существуют новые художественные образы в исполнении новых авторов Гэсэриады. Новые варианты, несомненно, сложны и по образности, и по технике исполнения, но вряд ли они будут столь величавы и близки нам, нежели «первенец» Александры Никитичны».
Кроме Национального музея округа, её произведения находятся в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова, в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в Государственном музее искусства народов Востока (Москва), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова (Улан-Удэ), в музеях г. Читы, г. Иркутска, г. Киева, г. Ашхабада, г. Пензы, г. Брянска, в частных коллекциях.

 
Доржи Гармаевич Пурбуев, заслуженный художник Бурятской АССР, заслуженный художник России, лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства, член Союза художников России
Доржи Гармаевич Пурбуев родился в селе Хурамша Иволгинского района. С 1948 года учился в Хурамшинской начальной школе у Батомункуевой Зинаиды Нимадоржиевны, затем в селах Кокорино, Оронгое и в 65-ой  школе г. Улан Удэ. В школе считался одним из лучших учеников, писал стихи, которые печатались в районной газете. В Иволгинской редакции познакомился с поэтом Даши Дамбаевым. А с Дондоком  Улзытуевым познакомил будущего художника  Алексей  Бадаев. Через много лет Доржи  Пурбуев  создал большой цикл графических  работ, посвященных памяти бурятских поэтов  Дондока  Улзытуева  и  Даши  Дамбаева, которые  хранятся в  Московском  музее  Востока.
После  службы в армии учился  в Москве, а в 1973 году закончил Таллинскую  художественную академию с бронзовой медалью. Здесь же начал свои первые шаги в книжной иллюстрации, учился  у  профессоров  Эвальда Окоса и Пауля  Лухтейна. Его дипломной работой стала иллюстрация «Божественной комедии» Данте  Алигьери. Со второго курса академии Доржи  Пурбуев  активно сотрудничает  с  эстонским  издательством  «Ээсти  Раамат», где вышла книга Максима  Горького «Революционные песни» с  иллюстрациями  студента из Бурятии. В  1974 году эта книга была переиздана на польском и немецком языках. Молодой художник  стажировался  в Германии.По возвращении на родину –в Бурятию – Доржи Пурбуев взялся за оформление «Гэсэра».
В 1975 году все иллюстрации к эпосу были подготовлены к изданию, но по ряду причин эти листы так и не увидели книжных страниц. Одной из главных причин стало обвинение властей в его приверженности к буддийской  философии. Более30 работ из серии «Памяти лам Бурятии» посвящены  священнослужителям  Янгажинского, Эгитуйского, Кижингинского, Закаменского, Курумканского дацанов, репрессированных  в 1936 – 1937 годах. 
Первой большой работой после «Гэсэра» стало оформление книги «Алтаргана»(«Золотарник»). Бурятские народные песни, благопожелания в переводе на русский язык народного поэта Бурятии Баира  Дугарова давали художнику  большой простор для самовыражения.
Графическую коллекцию, состоящую из  30 листов, Доржи  Гармаевич посвятил памяти отца, командира орудия, погибшего в декабре 1942 года на Белорусском фронте. Ему тогда было чуть больше года, и отца он, конечно, не помнит. Фотографии из семейного альбома, талант художника и сыновняя любовь стали слагаемыми одной из лучших графических серий художника. Итогом одной из  творческих командировок Доржи Пурбуева  стала изысканная серия цветных графических листов «По Монголии».
Посещение  Монголии подтолкнуло художника к созданию более значительной философской серии «Сокровенное сказание монголов», главным героем которой стал Чингисхан. 18 иллюстраций в технике буддийской танки – минеральных красок по ткани – посвятил памяти цанид Хамбо ламы Агвана Доржиева – учителя Далай ламы XIII. Героями графической серии «Люди, остановитесь на миг!» стали ведущие философы Востока. Этот цикл, по мнению художника, должен заставить всех нас задуматься о смысле жизни, о сохранении мира и свободы на земле. Каждый цикл Пурбуева – это поэма о своем народе, его культурном наследии, удивительном поэтическом даровании.
На выставке «Земля Гэсэра» представлено 4 работы художника из серии «Сокровенное сказание монголов». 
Кроме Национального музея округа, его произведения находятся в Республиканском художественном музее им. Ц.С.Сампилова, в Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова (Улан-Удэ), в Государственном музее искусства народов Востока (Москва), в музеях г. Иркутска, г. Читы, в частных коллекциях.

Александр Сергеевич Шипицын — иркутский художник, график, офортист. С 1967 — член союза художников России. 1976-1991 — доцент и заведующий кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Иркутского государственного Технического университета. Заслуженный художник России, профессор кафедры ИЗО, лауреат премии губернатора Иркутской области.

Иркутский художник Александр Шипицын родился 29 января 1938 окончил Иркутское художественное училище 1960 года. Окончил Московский полиграфический институт, отделение  Художественно-техническое оформление печатной продукции (ХТОПП) в 1970.

Член СХ СССР с 1967. С 1967 по 1976 преподавал в Иркутском училище искусств. Среди его учеников — С. П. Назаров, Л. Н. Назарова, А. Н. Лодянов, О. В. Беседин, В. И. Соколов. С 1975 преподает в Иркутском политехническом институте на архитектурном факультете. С 1978 заведует кафедрой «Рисунок, живопись и скульптура» ИПИ. С 2001 профессор, зав. кафедрой «Рисунок, живопись и скульптура» Иркутского педагогического университета.

Работы находятся

Иркутский областной художественный музей
Усть-Илимская картинная галерея
Саянская картинная галерея
Соликамская картинная галерея
Кемеровская картинная галерея
Барнаульская картинная галерея
Новосибирская картинная галерея
Картинная галерея Комольска-на-Амуре
Галерея «Палитра», Иркутск
Санкт-Петербург, музей Академии
Таже в частных коллекциях Иркутска и других городов России, Греции, Японии, Италии, Германии, Франции, Австрии, США, Англии.