Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Выпуск 10. Июнь 2011 г.

Полезное
Версия сайта для слабовидящих

Храним память 

         В конце июня этнографическая экспедиция Областного государственного учреждения культуры «Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа» выехала в Аларский и Нукутский районы.

            Перед экспедицией стояли следующие цели и задачи: закуп экспонатов для пополнения музейных фондов; сбор исторических материалов о наших земляках для организации музейных выставок - рассказов очевидцев событий, семейных фотохроник, документов, вещей и т.д.

            В с. Ныгда Аларского района экспедицию тепло приняла  ветеран педагогического труда Уданова Донара Галдановна, о семье которой   хотелось бы рассказать особо.

            Уданова Донара Галдановна родилась 8 октября 1933 года в г. Иркутске, с отличием закончила среднюю школу в г. Улан-Удэ, в 1955 г. – Улан-Удэнский педагогический институт им. Д. Банзарова по специальности «преподавание русского языка и литературы». Всю свою жизнь она работала в  школах Бурятии и Аларской средней школе учителем русского языка и литературы, имеет педагогический стаж свыше сорока лет. У Донары Галдановны трое замечательных детей: дочь – Шайнова Наталья Арсентьевна 1960 г. рождения, врач, заместитель главного эпидемиолога Управления Роспотребнадзора г. Мирный Республики Саха Якутия; сын – Бутуханов Галдан Арсентьевич 1962 г. рождения, военный пенсионер и глава муниципального образования  «Ныгда» Аларского района Иркутской области;  сын – Бутуханов Александр Арсентьевич 1964 г. рождения, водитель – дальнобойщик в г. Мирный.

             Особого внимания и памяти заслуживают   родители Донары Галдановны: отец -  Уданов Галдан Васильевич, первый революционер Аларского района, и мать – Иринчеева Зинаида Андреевна. У них родилось четыре дочери: Клара (названа в честь Клары Цеткин), Галя (умерла в младенчестве),  Дарима (умерла в подростковом возрасте), и младшая - Донара (Дочь народа). Такое имя своей дочери могли дать только истинные патриоты.

          Уданов Галдан Васильевич, 1903 г. рождения, уроженец ул. Ныгда  Аларского аймака Бурят-Монгольской АССР. Закончил шесть классов средне - учебного заведения и Свердловский Университет. 

Ознакомившись с документами Уданова Г. В., мы были поражены тем, что такой юный бурятский парень из сельской глубинки совершил  головокружительную карьеру. Так, в 17 лет он становится членом ВКБ (б) и членом профсоюза (с 1920 года). Состоял на военном учете, при этом входил в политсостав. Дальнейшие вехи его пути стремительны: в 1920-1922 гг. – член и Секретарь Аларского Райкома ВКП(б), инструктор, член Райкома ВЛКСМ г. Черемхово, ответственный Секретарь Угоркома ВЛКСМ г. Черемхово, Секретарь Губбурбюро ВЛКСМ г. Иркутск. С 1923г. по 1925г. – учебные годы – студент Университета имени Свердлова. В 1926 г. – заворготделом Троицкосавского Айкома ВКП (б). В 1927-1928 г.г. – член президиума Хоринского Аймисполкома, ответственный секретарь Хоринского айкома ВКП (б). В 1928 г. – Нарком по Просвещению Б.М.А.С.С.Р. В 1930 г. по постановлению комиссии по чистке аппарата НКП БМАССР считается чистку прошедшим, о чем имеются подпись председателя комиссии по чистке аппарата НКП и  секретаря, печать в Трудовом списке. В 1930 г. от обязанностей наркома по просвещению БМАССР освобожден по личной просьбе и назначен заведующим Бурят-Монгольским педагогическим техникумом. В последующем был уполномоченным Буробкома ВКПБ по хлебозаготовкам по Кяхтинскому району, в связи с укреплением районов откомандирован и избран председателем Кяхтинского аймачного исполкома. В 1931 г. избран 5-м съездом Советов БМАССР членом БурЦИКа. В том же 1931 г. избран 1-м Краевым съездом советов членом ВостСибкрайисполкома. В 1932 г. назначен Президиумом Восточно-Сибирского Краевого Исполнительного комитета заместителем Заведующего Краевым отделом народного образования и председателем Комитета национальностей в г. Иркутске. Все эти сведения содержатся в уникальном подлинном документе того времени – Трудовом списке (аналог современной трудовой книжки).

             В тяжелые для страны годы политических репрессий Уданов Г. В. был арестован в г. Иркутске и  расстрелян 10 марта 1938 года. Дело по обвинению Уданова Галдана Васильевича, 1903 года рождения, до ареста  работал директором «Союзкультторга» в гор. Иркутске, пересмотрено военным трибуналом Забайкальского военного округа 12 декабря 1958 года. Постановление от 3 марта 1938 года отменено, дело производством прекращено, и гр-н Уданов Г. В. реабилитирован посмертно.

              Из воспоминаний Удановой Д. Г.: «Мы жили в Иркутске, в большой квартире. У папы был кабинет, уставленный шкафами с книгами. Нам с сестрами, а я была самая маленькая, запрещалось туда заходить и трогать книги. Когда пришел «черный ворон» за папой, я запомнила, что они (нкэвэдэшники) хватали папины книги, листали их и трясли, что-то искали. Нас выгнали из квартиры, мы сидели со всеми вещами на улице. С нами жила бабушка, мать отца. Она сидела на узлах и плакала. Потом нас забрал дядя, брат мамы, в Аларь. Папа переправил маме записку, в которой писал, что это ошибка, разберутся и отпустят, просил принести ему «Капитал» К. Маркса, т.к. писал диссертацию по прибавочной стоимости, и наказывал беречь нас».

            Донара Галдановна сохранила все подлинные удостоверения отца, трудовой список, фотографии родителей, а также тот самый «Капитал» К. Маркса 1932 года издания с личными пометками её отца.

            Мама Донары Галдановны, Иринчеева Зинаида Андреевна 1905 г. рождения, также является выдающейся личностью. Участница первой Всероссийской этнографической выставки в г. Москве 1922г., в качестве представителя бурятского народа представляла на ней бурятскую юрту, её убранство и костюм бурятской женщины. В 20-ые годы прошлого столетия она получила высшее образование в Москве. После окончания Университета народов Востока Зинаида Андреевна трудилась на ниве просвещения, вначале главным образом, женщин в Бурят-Монгольской АССР, а затем в школах Иркутской области. В течение 8 лет являлась директором Аларской средней школы  Аларского района Иркутской области, а затем – долгие годы завучем этой же школы.

            Образованность, исключительная честность и преданность делу позволили родителям Донары Галдановны достичь таких высот в столь молодом возрасте. Как жаль, что политические репрессии унесли лучших сынов нашего народа. Сколько еще они могли сделать для своих земляков!  

            Донара Галдановна бережно хранит память о своих родителях и  передает своим детям и внукам, а также поделилась с нами, сотрудниками музея УОБО.  А мы надеемся оформить выставку на основе подлинных документов Уданова Г. В., в случае открытия которой  известим широкую общественность и читателей газеты «Панорама округа».

 Научный сотрудник музея УОБО                                               Е. М. Ханхасаева



Традиционные верования ныгдинских бурят

Саганов Петр, 11 класс, МОУ Аларская СОШ

Руководитель: Сахинова Т.А., руководитель краеведческого кружка

Народ наш имеет богатую мифологию и сложные обряды, которые возникли многие тысячелетия тому назад, ещё до прихода учения Будды на земли бурят. Выдающийся этнограф и краевед Петр Павлович Баторов писал: «Шаманизм - это сложное социально - духовное явление, играющее важную роль в жизни бурятского общества». Главное и характерное в шаманизме -это обоготворение сил природы, эжины рек, озер, гор, небесных тел, стихий, заяны. Вера в то, что в мире существуют 99 небесных тэнгэриев (55 западных добрых во главе с ханом Хурмаста и 44 восточных злых, самый главный из них Хамхир богдо тэнгэрин). Тэнгэрии почитались всеми бурятами. Они в представлении бурят являются владыками небесных явлений (гром, молния, гроза, снег, дождь, буря и т.д.). Они в свою очередь произошли от верховного бога - Хүхэ Мунхэ Тэнгри.
Среди западных тэнгэриев выделялся Эсэгэ Малан тэнгэри. он считался главой всех божеств. Ему молились все западнобурятские роды, в том числе и аларцы.
Эжин огня
Огонь - великое благодетельное явление. Владыка огня - младший сын Эсэгэ Малана. Огонь частица Солнца на земле, могучий защитник, главный в доме. Культ огня существует у многих народов мира: Веста в Древнем Риме, Агни в Индии и т.д. У нас - Сахядай үбэгэн. Добрый, светлый седобородый старец, покровитель домашнего очага, семейного благополучия, потомства. Жена у него - Сахала хатан. Когда-то давно высватал её Эсэгэ Малан для своего сына за дорогую цену - отдал Солнце и Луну её отцу. Баян Хангаю.
Эжин тайги
Баян Хангай - хозяин тайги, покровитель охоты. Это огромный седой старец, верхом на лосе или олене. Он любит сказки и музыку. Ночью охотники ставили ему блюдо с сагаан эдеэн («белую пищу»), возжигали свечи, сыпали пепел, пели улигеры всю ночь. Тогда утром охотники находили много звериных следов. Баян Хангай примерный семьянин, имеющий трёх дочерей, которые выданы за больших богов.
Уhан Эжины
Уhан Эжины, имеющие небесное происхождение, относятся к числу светлых и добродетельных. Буряты считают их старцами, живущими на дне глубоких вод и имеющих большое количество прислужников, они олицетворяют физические свойства воды, считаются покровителями рыболовных снастей и рыбного промысла. В начале лета ими посвящали специальный тайлган, прося обилия, благополучия влаги, урожая. Царей вод 27. Главный из них Уhaн-Лопсон.
Эжины воздуха
7   синих тэнгэриев поят нашу землю каплями дождей, за ними Манан-тэнгэри напускает туман. И трясёт бородой Белый оледенелый тэнгэри,дружной ватагой вьются духи ветра и грома за ними.
Эжины небесных тел
Кроме срединного мира, земли. Вселенная - по воззрениям шаманистов состоит из верхнего и нижнего миров. Вес эти три мира расположены, будто по вертикали, один над другим, каждый из них управляется особыми богами. Возводятся в божества Наран, hара, Солбон, Гурбаи Марал, Долоон Yбгэд и другие звезды.
Народная демонология
8   шаманистских представлениях бурят о сверхъестественных силах особое место имеют низшие духи - всевозможные ада, анахай, муу шубуун, бохолдой и прочие, олицетворяющие в большинстве своём злую и нечистую силу.
Уг, удха, узуур
По понятию и толкованию бурят относительно влияния породы на людей так называемое «Удха» - природное свойство человека. Каждый человек носит в себе как духовную, так и телесную жизненную силу, которыми наделён от природы при самом зачатии плода семенами обоих производителей, и таким образом, будущий человек снабжается еще в стадии эмбриона всеми теми задатками, какие он будет проявлять в жизни, когда сделается взрослым человеком, в своей деятельности в хорошую или дурную сторону. Это он делает не по собственному желанию, а впоследствии природного явления, унаследованного от предков, то есть «Удха»
На этом основании у бурят сложена старинная поговорка: «Удха ударха угы, тухэй тоорихой угы» - «Порода не порется, а история не блудится и не теряется». Это изречение и поныне часто повторяют. Например, шаманский «Удха» должен иметь связь от какого-нибудь тэнгэри, т.е. небесного происхождения, а не земного существа. Все шаманы всячески стараются доказать своё «Удха», прямой (по отцовской) или косвенной (по материнской) связью с тэнгэрином. «Удха» не одинаково равномерно наделяет свое потомство шаманским призванием и могуществом, духовной силой. Иногда, минуя сына и внука, передастся правнуку и не всегда в одинаковой мере и потому-то шаманы бывают разного достоинства и могущества в своих действиях на шаманском поприще - вес зависит от щедрости предков. Но шаманское «Удха» не прекращается навсегда.
Кроме шаманского «Удха», буряты признают кузнечное «Удха», имеющий связь с небесными кузнецами - черными и белыми тэнгэринами. Кузнецы железных изделий признают белых тэнгэринов, а серебряных черных тэнгэринов.
Бурят, желающий посвятится в шаманское достоинство, прежде всего, заручается согласием посвященного шамана, быть ему названным отцом- шаманом и посвятить его в шаманы с вручением «Жодо», служащая знаком настоящего шамана и является предметом при камлании. Вообще отец-шаман, посвятив названного сына в шаманское достоинство, принимает на себя обязанность всегда служить руководителем его на этом, путеводителем на том свете.
Отец-шаман, вручая вновь посвященному шаману «Жодо», предлагает ему дать всенародное клятвенное обещание в том, что он будет свято во всей чистоте, исполнять свои обязанности по установленным правилам.
Обряд и форма присяги таковы: дающий свое клятвенное обещание вновь посвященный шаман во время присяги сидит, подогнув под себя левую ногу, а правую ставит вертикально, упираясь ступней в землю, правая рука поднята выше головы и в таком положении дает ответы на предложении отцом-шаманом.
Посвящают в шаманы в особых местах, называемые «бариса». К югу от села Ныгда имеется гора Хара - Хушун, у подножия которой проводят ритуалы посвящения в шаманы.
Общей характерной чертой, объединяющей все эти места, является природная красота, которая выделяет эти природные объекты из окружающего ландшафта. Считается, что в этих местах наиболее продуктивна медитация для получения просветления, энергии и бодрости. Уединение в таком месте является существенной частью мистического обучения. Основная цель уединения - отвлечь внимание от предметов внешнего мира и направить его к духовному началу. В местах, где систематически проходит поклонение, со временем возникают большие обо.
Хара- Хушун
У подножия ныгдинской горы проводят посвящения в шаманы, также здесь капают Обусинскому шаману-хородуту Хану - Мэргэну, погибшему на горе. В 1993 году местные власти решили проложить объездную дорогу у подножия Хара-Хушун, по которой должны были возить магнезит. Песок для её строительства брали из карьера, который открыли здесь же, на этой горе. И началось строительство дороги. Буряты, жившие рядом, говорили, что это грех, нельзя трогать священное место, ведь именно здесь покланяются местным эжинам. Вскоре многие строители, жители Ныгды один за другим стали болеть и умирать, некоторые погибали в авариях, стали уходить из жизни по своей воле. В 1993 году археологи обнаружили здесь останки древнего человека эпохи неолита. В этом же году здесь была установлена буддийская тренога. Об этих событиях рассказал нам наш ныгдинский шаман Алексеев Даниил Михайлович, старейший житель села.
Убгэдэ бууса
Старые люди любят рассказывать о минувших днях детям и внукам.. Так из поколения в поколение передаются дедовские рассказы о том, что они на своем веку поведали. Ныгдинский шаман Шулунов Алексей Ильич рассказал нам о культе Долоон Убгэд. Старцы приходили на Саган Hyp отведать свежего тарасуна, и совершая обряд поклонения богам. Молебствие этим Старцам совершали здесь же в окрестностях Белого озера вплоть до 30-х годов XX века.
Семь Старцев, согласно бытующей легенде, - это земные люди, которые вознеслись на небеса и стали заянами. В пяти километрах севернее Ныгды, в сосновом бору, находиться шаманское святилище, называемое «Убгэдэй бууса». Легенда гласит, что «Старцы пришли из-за Байкала и, изрядно побродив по разным местам, основали стоянку в окрестностях Ныгды». Местные жители именуют их эжинами. Ежегодно в их честь устраивают общественные молебствия.
Так же в этой местности поклоняются Большому шаману Улалзару. О    нём    я    узнал    из    трудов    замечательного    бурятского    этнографа, фольклориста, исследователя бурятских обычай и традиций, тайши Аларской степной думы П.П. Баторова.
«У Заглин - бөө - шамана дети умирали, в живых осталось только одна маленькая дочь. Шаман Заглин ввиду смерти детей своих и болезненного состояния дочери своей пригласил в то время славного и живущего в Бурковском улусе, недалеко от Ныгды, большого шамана из рода хородутов Хан - Улалзара быть найжой. Хан - Улалзар согласился быть найжой его дочери, совершил обряд, и та с тех пор стада выздоравливать. Такое благополучие девушки шаман Улалзар приписал своему могуществу, очень чванился и много требовал себе мензе от родителей опекаемой девушки, которые терпели и удовлетворяли алчность Улалзара и платили ему мензе.
Как-то сам Улалзар сильно захворал и слег. Наконец, он вынужден был послать за шаманом Заглином и просить его, в свою очередь быть его найжой и спасти его от смерти. Когда Заглин приехал к Улалзару, то он сказал Заглину: «Какие-то великие духи разгневались на меня, поэтому очень прошу тебя, спаси меня всеми средствами, какие найдешь для того нужными». Заглин сначала отнекивался, но за тем согласился спасти его, и, поворожив сожжением овечьей лопатки, сказал: «От меня требуют жертвы предки твоего духа в виде мензе твоего знаменитого буланого коня и желтую шелковую шубу свою, тогда я бы шаманил». На что Улалзар согласился отдать ему просимого коня и шубу. Заглин, пошаманив, в тот же день уехал домой. Через день, приехал к Улалзару, он увидел, что Улалзар совсем здоровый у себя в юрте, хохочет и пьет чай. Когда Улалзар увидел Заглина, то насмешливо сказал: «А, найжи минии мэндүү, я теперь жив и здоров, благодаря твоей помощи, чем же я теперь заплачу за твои труды?». На это Заглин ответил: «Зачем нам торговаться, дай мне обещанные коня и шубу, тогда мы и будем квиты». Улалзар, расхохотавшись, сказал: «Кому ты обязан за сохранение жизни твоей дочери? Неужели у тебя хватило духа просить от меня мэнзэ, ведь я просто пошутил над тобой, приглашая тебя быть у меня найжой. В сравнении со мной ты просто пылинка, стоит мне только дунуть на тебя, ничего не останется».
Заглин в свою очередь вспылил и, осердившись, закричал: «Хотя ты большой шаман, не знаешь, кому ты обязан жизнью за этот раз!». Итак, оба шамана жестоко поссорились и пообещали уничтожить друг друга. После ссоры оба вскоре погибли».
Двенадцать сосен
По мифам бурят первый шаман был рожден от Орла. Его дети представлялись в образе духов. Ныгдинцы, как в прочем и другие буряты, связывали между собой Орла и священные деревья и как дарителя огня. Предполагали, что человек, убивший орла, непременно вскоре умрет. Таким образом, ныгдинское население уже в течение нескольких веков проявляет особое доброжелательное отношение к орлам. От своего деда Жебадаева Тимура Борисовича я узнал о святом месте «Двенадцать сосен» В километре на северо-западе от Ныгды есть место «Двенадцать сосен», здесь до 60-х годов XX века жили белоголовые орланы, но в эпоху советского атеизма местные жители бессмысленно тревожили орлов и затем орлы улетели. Однако проезжающие мимо люди до сих пор капают здесь молоком или водкой, кидают монеты и сигареты.