Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Вестник 16. март

Полезное
Версия сайта для слабовидящих


Петр Павлович Баторов

 

П. П. Баторов родился в 1851 году  улусе Улзет Аларского   аймака
Иркутской губернии в семье  тайши Аларской степной   думы Петра Павловича Баторова, человека энергичного и деятельного немало сделавшего для развития хозяйства и культуры приангарских бурят. Он учился в местном приходском училище (всего лишь год и четыре месяца), получал уроки от ссыльных переселенцев. Обладая живым и любознательным умом, он много занимался самообразованием и достиг значительных успехов в овладении обширными знаниями и русским литературным языком. Земляки, конечно, обратили внимание на умного, серьезного молодого человека и в 25 лет он заменяет отца на должности тайши  Аларской степной думы. В 1880 году степные думы упраздняются и Петру Павловичу поручают возглавить инородческую управу, кроме того он являлся старостой Бажеевско-Николаевской церкви.

В 90-ых годах XIX в. П.П.Баторов познакомился с выдающимся путешественником, ученым Т.Н. Потаниным (1835-1920), который в то время возглавлял Восточно-Сибирский отдел Императорского русского географического общества (ВСОИРГО).

Петр Павлович, как бурят-монгол, любил охоту и охоту облавную. Великий хан Угэдэй, сын Чингис-хана, говорил, что и жить не стоит, если не стрелять с лошади. Петр Павлович, стреляя на скаку с лошади, сваливал дикого козла. Он был замечательный стрелок и наездник.

Еще молодом возрасте он примкнул к кругу прогрессивных людей. В числе друзей он мог считать учёного Г.Н.Потанина, который хорошо знал его семью.

Под его влиянием П.П.Баторов увлёкся историей и этнографией родного края и бурятского народа, оказывал помощь учёным-исследователям в изучении Предбайкалья, собирал предметы быта, культуры и верований бурят для музеев Иркутска и Петербурга. Вместе с Потаниным и другими учеными-этнографами, принимал активное участие в крещении одноплеменников, исследовал залежи нефрита в Саянах, заложил рощу, и теперь зовущуюся Баторовской.

Петр Павлович участвовал в организации географических выставок. В своем родном улусе Улзет основал краеведческий Дом-музей, который размещался в бывшем здании Аларской степной думы.

П.П. Баторов много лет преподавал на общественных началах в Аларской школе, одной из старейших школ Иркутской области, основанной его отцом Павлом Баторовым. Петр Павлович делился своими глубокими познаниями с подрастающим поколением и приложил немало усилий для формирования и развития образовательной системы в регионе.

После окончания гражданской войны в Сибири целиком посвятил себя собирательско-исследовательской деятельности, участвовал в работе Бурят-Монгольского отдела Иркутского музея, научного общества имени Доржи Банзарова, побывал почти во всех улусах Западной Бурятии.

Предки Баторовых происходили из Монголии, принадлежали к
племени Хонгодор. Они прочно вошли в состав аларцев-хонгодоров. Известно предание о том, что передовой отряд монгольского военачальника, окруженного преданными ему воинами, остановился в степи (сейчас называемой Аларской), Бату снял шлем, опустил его вниз, шлем ушел в землю (такая она была мягкая, как пух) и сказал: Отсюда пойдет род Баторов. А шлем этот был передан потомками в Иркутский краеведческий музей.

Баторовы играли всегда значительную роль в общественной жизни
Алари.
Петр   Павлович   жил   в   особой   усадьбе,   дом   его   был   на городской лад. Книги и коллекции были украшением дома. Этот дом сгорел, и Петр Павлович в последние годы жил у своих дочерей, постоянно кочуя по сбору этнографических материалов.

Среди исследователей, собирателей по материальной и духовной культуре бурят П.П.Баторов представлял довольно колоритную фигуру. Он был большим знатоком народных знаний по этнографии, фольклору, истории бурят. Об этом свидетельствуют опубликованные им работы (более 30 статей), большой рукописный фонд с объемом около 30 печатных листов, а также воспоминания, отзывы членов Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (ВСОРГО) о его исследовательской, собирательской работе. За большие заслуги в этой области Петр Павлович был избран членом ВСОРГО.

Начало его бурятоведческой деятельности относится к 90-м годам. В это время этнографическими исследованиями занимались М.Н.Хангалов, Ц.Ж.Жамсарано, В.А.Михайлов и др. В этой плеяде этнографов П.П.Баторов был одним из активных деятелей науки. В первый период своей исследовательско - собирательской деятельности он изучал быт, традиции, обычаи, фольклор аларских бурят. Это было ему на руку, так как он сам являлся аларцем - выходцем из племени хонгодор.

В семье Баторовых существовала традиция знаний своей родословной, связанных с ней легенд, преданий, мифов. Этнограф-собиратель Баторов был самым ревностным продолжателем этой семейной традиции.

Петр Павлович дальше расширил границы своих знаний. Этому способствовали его интерес к народной старине, обширные связи со знатоками народных знаний, общение с самыми различными носителями народной мудрости. Поэтому так обширен список информаторов, от которых он собирал народные знания на протяжении около четырех десятилетий. Его наибольший интерес проявился в 90-х годах, когда ВСОРГО широко развил исследовательско - собирательскую деятельность по изучению народностей, племен Восточной Сибири.

Труды Петра Павловича Баторова отличаются содержательностью и представляют научный интерес для молодежи. Они в основном написаны на материалах, собранных в Аларском районе, среди своих соплеменников, то есть там, где другие видные ученые не были.

Однако П.П.Баторов в собирательской и исследовательской работе далеко перешагнул границы Аларского района. Он охватывал довольно обширную территорию Восточной Сибири, в том числе многие районы Бурятии.

Также, будучи этнографом, П.П.Баторов кропотливо изучал жителей некоторых районов Иркутской области и Бурятии, описывал к какому роду относится данный конкретный человек и выяснял его происхождение, и подробно останавливался на особенностях материальной, общественной и духовной культуры данного рода людей их обычаях, обрядах культовых ритуалах и т.д.

В его трудах - рукописном фонде имеются записи по истории, этнографии, шаманизму.

Тематически разнообразны и оригинальны работы по этнографии бурят. Исследователь особенно интересовался происхождением бурятских родов и племен. П.П.Баторов не только записывал мифы, легенды, предания, ритуалы, обряды, фольклорные материалы непосредственно от знатоков бурятской старины - информаторов, но и сам, обладатель множества сведений по истории, этнографии, фольклору, некоторые сведения записывая как бы от себя самого со своими взглядами и размышлениями. Здесь, в одном лице, П.П.Баторов выступал как информатор и как собиратель этноса.

Уникальность материалов, записанных собирателем П.П.Баторовым в 1910-1920 годы, объясняется  тем, что они сделаны в то время, когда явления эти ещё имели в жизни бурят широкое распространение, а сами собиратели, будучи их очевидцами, были большими знатоками уходившей в прошлое старины. В настоящем виде научное наследие П.П.Баторова представляет собой рукописные оригиналы его трудов и различные материалы по истории, этнографии и культуре бурят, собранные им, начиная с 80-х годов XIX века вплоть до 1927г.

Некоторые особенности быта аларских бурят.

 Аларцы в лунном месяце выделяют три части. Первый день рождения луны называют «БУТYY-ШЭНЭ»-первый новый день. Второй день рождения - «Хо» или «Ху-шэнэ»-второй новый день и т.д. до 10-го дня. С 11-й по 20-й день дни считают просто: 11-й, 12-й и т.д. до 20-го дня. Затем начинают хуушан: 9-е число устаревшей луны и т.д. до 1-го последнего числа луны. Ночь между старой и новой луной называют «Забhар», то есть междулуние. В ночь междулуния буряты боялись отлучиться из дома, так как в такую ночь по земле шляется много злых духов-бохолдоев. Считая календарный год равным 12 месяцам с 30 днями в каждом месяце, в году получалось 360 дней, а остающиеся ежегодно 5 дней в старину добавляли через каждый 5 лет на 6-й, в виде 13-го високосного месяца называемого «hapahaa тараhан hартакшан hapa». К сожалению, нынешние буряты не могут объяснить, в каком году прибавляется названный високосный месяц и сколько дней бывает в этом месяце.

Некоторые бытовые обычаи аларских бурят, записанные Баторовым. Когда маленькие дети чихают, «аракша», иные добавляют к этому ещё «бог с тобой», то есть слово «аракша» простонародие не могут объяснить значения, этому научили их ламы. При чихании ребят говорят: «Нохойн хонзооhондо орожо газари гэдэхэдэ гараарай».

Перевод: «Войдя в собачий зад, выйди оттуда, когда трава покажется весной. Войдя в свинячий зад, выйди, когда земля оттает».

На вопрос: «Почему так говорят?», был следующий ответ: «Когда ребёнок чихает, то в это момент душа чихнувшего ребёнка может выскочить из норки и, не возвратившись обратно в тело, может попасть в руки бохолдоев и погибнуть. Поэтому для предупреждения такого рокового случая предлагают душе такие места как собачий или свинячий зад, тогда душа, предпочитая своё старое место, обратно уходит в тело ребёнка.

Иногда горящий уголь на очаге становится вертикально. Такой уголёк буряты называют «хоносо», то есть, «едущий в ту юрту на ночлег». Где сядет такой уголёк на очаге, на той же стороне будет сидеть ожидаемый гость, если «барууни тээ», то есть, гость будет почётный мужчина, если «YYДЭН ТЭЭ», то есть, незнатный (ХАРА XYH), а если «хоймор тээ», то будет женщина. Такой уголёк «хоносо» сверху обсыпают пеплом, что означает угощение гостя. Затем кладут на бок и тоже обсыпают золой, изображая этим, угостить гостя и уложить на постель. В связи с этим обычаем у аларских бурят есть следующая легенда. «Однажды, хозяйка юрты, сидя на хойморе, где сидят женщины, увидела на очаге садящуюся «хоносо». Осердившись, она схватила щипцами тот уголёк и бросила в воду. Оказалось, в то самое время, когда она бросила хоносо в воду, утонула её единственная дочь, которая ехала к матери в гости издалека».

Устное народное творчество занимало большое место в научной деятельности П.П.Баторова. Он известен в качестве талантливого собирателя бурятских мифов, преданий, песен, шаманских призываний, юролов, загадок, пословиц, устных рассказов. Всё это интересовало его и было объектом изучения.

По воспоминаниям Людмилы Михайловны, внучки Петра Павловича, дед любил вечерами рассказывать ей сказки, тренировал её память на бурятских пословицах, поговорках, загадках. Он внёс большой вклад в её духовное воспитание. В «Бурятоведческом сборнике» в рубрике «Дедушкины сказки» опубликованы сказки моей мамы Людмилы Барбаевой.

Легенда аларских бурят о   возникновении мира.

В самом начале всего видимого и невидимого существовала недостигаемая вышина Огторго, где обитали безначальные, бесконечные (то есть бессмерт­ные) огторгойн олон саган бурхат, то есть огторгойские многочисленные боги. По воле этих названных бурханов возникли небо и земля. Они сначала оба находились вместе, земля имела холодное свойство и была женского рода, а тэнгэри-небо имело горячее свойство и было мужского рода. От сожительства соприкосновения холодной земли и горячего тэнгэри - неба образовались пар - туман, из тумана туча, а из тучи дождь и снег. Таким образом, на земле появилась вода, а в воде зародилось первое одушевленное существо - рыба, от рыбы произошли птицы, а от яйца птицы белого журавля вышли первородные богоподобные люди или полубоги. Эти люди никакой пищи не употребляли, а питались благоухающими ароматами разных красивых цветов и растений, и потому у них не было органа для выделения из себя обработанной пищи. Как-то раз они съели зэдэгэнэ - ягоды, от этого их животы вздулись, они все захворали и лежали, охая, при смерти. Тогда огторгойские белые боги послали к больным небесного бога лекаря-оператора, который путём операции сделал людям анальные отверстия для выхода остатков использованной пищи и тем самым излечил больных. После этого люди стали употреблять всякую пищу, включая рыбу и мясо. От такой обильной и разнообразной еды они стали хиреть, потеть и задыхаться от жары так, что жить на родине стало им тяжело. Тогда люди стали постепенно передвигаться к северу по тому направлению, куда птицы улетают на лето, и, в течение многих лет и веков, они дошли до того места, где птицы-Лебеди проводят лето. Место, где лебеди остаются на лето и выводят птенцов, буряты называют «Хойто хун гэр», что в переводе означает, заднее местопребывание, хун-лебедь, а гэр-это дом, юрта, местожительство. Осенью лебеди улетают на зимовку в Индию, которая называется «Урда хун-гэр».

В краеведческом музее села Аларь на видном месте расположен тотем образ лебедя, на горе Сорготой, бариса местных бурят, находится деревянная фигура лебедя.

Также аларские буряты толкуют, что «с рождением каждого человека - на небе появляется его новая звезда и, смотря по человеку, если он большого ума и силы, то звезда его крупнее и ярче светит, а у людей незначительных и звезды их мелкие и тусклые. Когда приходит конец земной жизни человека, то звезда его скатывается с неба. Когда увидишь падающую звезду, то надо говорить: «Мани одон байна, мангатхайн одон унаа», то есть «Наша звезда стоит, а мангатхаева звезда упала». Мангатхаями буряты называют много­головых мифических чудовищ-людоедов».

Много пословиц и поговорок Петром Павловичем записано в Алари. 1)Архи уужа арбан нaha, тамхи татажа таба наhа сагhаань урид ахихаш. Вино пить на 10 лет, табак курить на 5 лет укоротишь свой век. Обе вредные привычки вместе укоротят жизнь на 15 лет.

2)Биидээ бэлэн, угуйдоо бэрхэ. Когда имеем, не бережем, а когда нет, то найти - затрудняемся.

3) Шуналан баян, шангадан ноен болохогуйш. Страстью богатство не наживешь, а желанием начальником не будешь.

4) Ганса сусал галл болохогуй, ганса хун, хун болохогуй. Одна головешка в пламя не разгорится, а один человек (без людей) человеком не станет, вернее детей не произведет на свет.

5) Галии галаар бу унтраагаарай, мууе муугаар бу дараарай. Огонь огнём не туши, зло злом не отражай.

6) Шарай муутай аад, шанар hайтай. С виду худой и некрасивый, но внутренним свойством хорош, то есть, по наружному виду нельзя определить внутреннее качество человека.

Жизнь народов обыкновенно не проходит бесследно. Устные рассказы о давно минувших событиях, древние письменные памятники, здания, утварь, оружия и другие вещи, уцелевшие от прежних времён, всё это следы минувшей жизни народа. Чем образованнее становятся люди, тем больше они дорожат этими остатками старины: понимают, что нельзя разумно жить среди народа, не зная его нравов, обычаев, учреждений, а узнать и вполне понять их можно, как складывались они в многовековой жизни народов. Разъяснить это, изобразить былую жизнь рода была задача Баторова, а всевозможные предметы старины служили источником, откуда он черпал сведения о былом.

Быт аларских бурят, его песни, сказки, предания служат человеку драгоценным устным источником. Он узнает отсюда, во что верил народ, на что надеялся, что любил он, и что из пережитого или передуманного им особенно глубоко врезалось в его память. Вот чем дорого для нас, молодого поколения, наследие Петра Павловича Баторова.

Литература

1) Баторов П.П.   Основные труды - рукописные записи.   1880-1927 г. БНЦ.

2)            Баторов П.П. Сборник статей. Часть 1. Выпуск 4. Иркутск - 2006 г.

3)     Баторов П.П. Сборник статей. Часть 4. Выпуск 4. Иркутск - 2006 г

4)     Митрофан Гергенов. Петр Баторов - тайша, ученый, исследователь. Улан - Удэ 2007.

5)            Зимин Ж.А. История Аларского района. 1995 г

6)            Зимин Ж.А. Аларь: история и современность. Книга вторая. Аларь: бурный XX век. Улан - Удэ. 2004.

7)            «Баторовские чтения»: Материалы межрегиональной научно-
практической конференции. - Иркутск: Издание ОАО «Иркутская
областная типография №1», 2010.

8)            Шаргаева Е. Петр Павлович Баторов – этнограф. «Одна земля – одна культура»: Материалы научно-практической конференции – п.Усть-Ордынский, 2011


Ербанов Михей Николаевич

1889-08.02.1937

1-й Председатель Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР

1923 — 1927

Первый секретарь Бурят-Монгольского обкома ВКП(б)

1929 — 1937

 Михей Ербанов родился в 26 февраля (10 марта) 1889 году в улусе Ехэ Бахта Иркутской губернии в семье крестьянина Николая Ербанова. Закончил последовательно сельскую церковно-приходскую школу и Балаганское городское училище. В 19 лет он пытался поступить в Томский учительский институт. Но неимущему, да к тому же еще «инородцу» дорога в высшее учебное заведение была закрыта. Юноша поступил на землеустроительные, или, как их называли еще, межевые, курсы.  и поступает на частные геодезические курсы. После их  окончания в1909 году через год Ербанов служит сначала топографом в лесном ведомстве Томского управления земледелия, затем в 1913 году вольнонаемным техником лесоустроительной партии лесного ведомства Управления Алтайского округа в Барнауле, еще позже землемером в Усть-Каменогорском лесничестве. На Алтае включился в революционную работу: в Барнауле вступил в 1913 в марксистский кружок. Весной 1916 года Ербанов переехал в Иркутск. Отсюда отправился топографом-землеустроителем в свою родную Нельхайскую волость. После февраля 1917 года, когда земельные работы были прекращены, Михей Николаевич стал инструктором Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Эта работа помогла ему основательно изучить назревшие земельные вопросы, понять, чего ждет трудовое крестьянство от революции. Ербанов проводил среди крестьян агитационную работу, принимал также активное участие и в общественной жизни бурятской молодежи. Выступал на собраниях по политическим вопросам. Позднее он писал в своей автобиографии: «...Я считал себя тогда убежденным социал-демократом, боролся в кружках молодежи с буржуазными демократами и эсеровскими идеалистическими взглядами... Принимал также активное участие в работе «Общества вспомоществования беднейшим учащимся бурятам», будучи избран членом его правления». В то время бурятская феодальная знать встала на защиту отечества. Нойоны хотели изолировать бурят от революционной борьбы. В этом им активно помогали буржуазные националисты. На одном из политических диспутов Ербанов камня на камне не оставил от их  националистической демагогии.

— Свобода трудового бурятского народа, — горячо и взволнованно говорил Михей, — это совместная борьба русских и бурят под руководством большевиков против всех угнетателей. Будет свободен русский трудовой народ — будет свободен бурятский трудовой народ.

В конце 1917 года Ербанов вступил в партию большевиков, хотя давно выполнял партийные поручения. В начале 1918 года при Иркутском губкоме партии большевиков создается бурятская группа. В нее входят М. М. Сахьянова, М. Н. Ербанов, М. И. Амагаев, Ф. М. Осодоева, В. И. Трубачеев и другие. Эта группа стала привлекать трудящихся бурят на сторону революции и Советской власти. Михей Николаевич работал в то время инструктором-ревизором губернского Союза кредитных и ссудосберегательных товариществ. Был он и членом правления Союза. Ербанов разъезжал по губернии, выступал перед населением, разъяснял политику партии, мероприятия Советской власти.

Летом 1918 года власть Советов в Сибири пала. Наступило тяжелое время. Но Михей не теряет связи с партией, с товарищами. Постепенно стала восстанавливаться Иркутская партийная организация. Летом 1919 года был избран губернский подпольный большевистский комитет, утвержден военный штаб восстания против колчаковщины, созданы паспортное бюро и отдел связи. Эти-то отделы и были поручены Ербанову. Ведь к тому же он хорошо знал топографию и черчение... Для безопасности товарищи по партии помогли Михею устроиться на работу в планово-чертежный сектор земельного отдела Иркутской губернской управы. Это давало ему возможность использовать имеющийся в его распоряжении чертежно-копировальный и картографический материал, штамп и печати Управ для подпольного изготовления паспортов и документов, которыми снабжали бежавших или освобожденных из колчаковских тюрем революционеров, солдат дезертировавших из Белой армии и вступавших в партизанские отряды

Летом 1919 года в Иркутск приехал видный сибирский большевик И. В. Сурнов. Вместе с Ербановым они поехали по уездам губернии, чтобы сплотить революционные силы. Для конспирации поездка была приурочена к бурятскому религиозному празднику «Ехэ тайлаган». Сурнов и Ербанов побывали в М. Середкино, Балаганске, Коновалове, Алари, Черемхове. Они встречались с местными большевиками, восстанавливали связи, организовывали партийные ячейки, создавали партизанские отряды. Результатом этой поездки было создание при губкоме партии бурятской секции во главе с М. Ербановым. Он был введен в состав губкома и переведен на нелегальное положение. Одновременно Михей Николаевич работал в «Красном Кресте». Снабжал заключенных продуктами питания, одеждой, деньгами. Проводил большую политическую и организаторскую работу по подготовке трудящихся бурят на решительную борьбу с колчаковщиной.

В дни восстания против колчаковщины Михей — в гуще революционных событий, один из вожаков и руководителей трудового народа. Созданные под его идейным руководством партизанские отряды и боевые дружины во главе с бурятскими коммунистами восстановили Советскую власть в Нукутском, Боханском и Аларском хошунах.

На людей, видевших его впервые, Михей Ербанов производил впечатление интеллигентного, высококультурного и обаятельного человека, с которым запросто можно было поговорить на любую тему. Лицо его с приятной улыбкой сразу располагало к непринужденной, задушевной беседе. Благодаря простоте в общении, умению четко и деловито разъяснить те или иные вопросы, быть внимательным и терпеливым слушателем, чутким к проблемам других, Михей Николаевич быстро завоевывал уважение и доверие у соратников и людей, с которыми сталкивался в жизни".

Отгремела гражданская война в Сибири, восстановлена Советская власть. Ербанова, как члена губкома партии, вновь направляют на один из трудных и ответственных участков работы — возглавить губернский земельный отдел. Михей Николаевич горячо и самозабвенно взялся за порученное дело.

В середине января 1920 года М. Н. Ербанов провел первую черемховскую уездную партийную конференцию, выступил на ней с докладом о работе губкома партии. Вслед за ней организовал общебурятское собрание коммунистов и сочувствующих. По существу, это была первая конференция Бурятской организации РКП(б); она положила начало широкому вовлечению бурят в ряды большевистской партии.

В конце того же года он принял участие в работе Всероссийского съезда представителей республик, областей и национальных меньшинств, а также VIII Всероссийского съезда Советов. Доклады и речь В. И. Ленина на съезде произвели на М. Н. Ербанова неизгладимое впечатление.

Шесть лет пребывания М. Н. Ербанова в Иркутске,— это годы активной партийно-политической деятельности. Совместная работа с русскими революционерами под руководством Иркутского губернского комитета большевистской партии выковала из него видного политического деятеля, пламенного борца за интересы трудового народа.

В октябре 1921 года состоялся первый учредительный съезд бурятов РСФСР. М.Н. Ербанов по поручению губкома партии сделал на нем четыре доклада. Съезд высказался за автономию Бурятской области в составе РСФСР. С 1 ноября по 6 декабря 1921 года Михей Николаевич стал председателем ревкома Бурят-Монгольской автономной области. а в декабре 1922 года на съезде Советов Бурятской автономной области был избран председателем Бурисполкома. В сентябре 1923 года после окончательного изгнания белогвардейцев и интервентов с Дальнего Востока все учреждения и организации бывших автономных областей бурят-монголов переезжают из Иркутска и Читы в Верхнеудинск., а сама автономная область была преобразована в Бурятскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

28 сентября 1923 года, была создана общественная организация «Бурлёт» (филиал Добролёта) председателем которой стал Ербанов. Организация готовила регулярное воздушное сообщение в Бурятии.

С 10 декабря 1923 года по сентябрь 1927 года М.Н. Ербанов являлся председателем Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР, одновременно с 1925 года по сентябрь 1927 года Михей Николаевич - председатель ЦИК Бурят-Монгольской АССР. В 1923 году М.Н. Ербановстал единственным представителем автономной республики, вошедший в состав Конституционного комиссии по разработке Основного закона СССР.

В 1927—1929 годах М.Н. Ербанов обучался на курсах при ЦК ВКП(б). В декабре 1929 года он был избран 1-й секретарем Бурят-Монгольского обкома и членом Сибирского крайкома ВКП(б).

В июне 1933 г. М.Н. Ербанов был награжден орденом Красного Знамени за особые заслуги при боевых действиях против врагов советской власти.